Елена Иванова
Консультация для родителей «Создание предметной развивающей среды для ребенка в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Создание предметной развивающей среды для ребенка в домашних условиях
Подготовила воспитатель МБ ДОУ №106 «Лазурный»
Иванова Елена Николаевна
«Мы не что иное, как то, что делают из нас окружающие предметы»
Клод Гельвеций
Дом – это универсальная развивающая среда для ребенка. Ничто так не влияет на формирование личности ребенка как домашний уклад жизни, традиции семьи, интересы родителей, а также уникальная предметная среда дома, которая формируется в рамках каждой семьи.
Публикация «Консультация для родителей „Создание предметной развивающей среды для ребенка в домашних условиях“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Не обращали ли вы внимание на то, что дети, которые растут в семьях музыкантов, часто имеют способности к музыке, в семьях ученых – высокий интеллект. И это не всегда наследственность, а вернее не только наследственность, но и влияние той самой домашней среды, которая служит толчком для формирования интересов ребенка.
И тут закономерен вопрос:
«Что надо сделать для того, чтобы создать в своем доме такую предметно-развивающую среду, чтобы играть крохе было не только весело и интересно, но и удобно? Где он сможет удовлетворить свои самые разнообразные потребности и получить многочисленные знания, навыки и умения, развить все свои способности и просто получить удовольствие от процесса узнавания нового?».
Чем раньше мы обеспечим ребенку возможность любимого занятия в предметно-развивающей среде, тем легче будет идти процесс его воспитания и обучения.
К сожалению, чаще всего наши квартиры совершенно не приспособлены для нужд детей. Но при желании это можно исправить. Суть в том, насколько взрослому самому интересно заниматься созданием «более продвинутой» среды для развития, воспитания и обучения.
Начать желательно с выделения определенного места (пусть даже самого небольшого) для рабочего места малыша.
Затем неплохо избавиться от привычки спонтанно покупать игрушки, не думая об их сочетаемости с уже имеющимися, развивающем потенциале и возрастных ограничениях.
Много игрушек – это плохо. Ребенок, скорее всего, «перескакивает» от одной игрушки к другой, не успевая ничему научиться.
Еще нужно завести полезную привычку – играть с ребенком вместе, показывая ему возможности созданной вами развивающей среды и купленных игрушек.
Если вы согласны с этими тремя моментами, тогда идем дальше и приступаем непосредственно к формированию развивающей предметной среды.
Во-первых, избавляемся от малофункциональных и несочетаемых друг с другом предметов (громоздкая лошадь – голова лошади на палочке).
Во-вторых, условно делим отведенное ребенку место на две предметные зоны, отвечающие масштабам действий его рук (масштаб «глаз-рука») и роста. Уровень рук – это, например, дидактический столик, роста – полка над столиком или дидактический плакат.
Для развития важен и предметный мир взрослых, который, конечно же, есть в каждой квартире. Его желательно отредактировать, он не должен быть агрессивным, опасным для ребенка.
Столик для малыша не может располагаться перед телевизором, а коврик для игр – напротив входной двери.
В-третьих, заполняя предметные зоны, все время держим в голове антропометрические, физиологические и психологические особенности ребенка его возраста. Например, ребенок должен иметь возможность сам взять книгу или карандаш, а не дотянуться до них или попросить у взрослых.
Еще важнее соответствие содержания предметных зон не только текущим ориентирам в развитии, но и «зоне ближайшего развития» ребенка. Проще говоря, игрушки, предметы, книги должны быть «слегка на вырост».
В-четвертых, имейте в виду, что развивающая предметная среда сама нуждается в постоянном развитии и совершенствовании.
Ориентирами для этого могут стать два основных принципа: стабильности - динамичности и открытости – закрытости, то есть необходимо предусмотреть постоянные (например, магнитно-маркерная доска для рисования, и меняющиеся (например, сезонный декор) элементы среды.
В-пятых, все предназначенное для детей должно быть доступно им в любой момент времени.
Плюсы такой доступности очевидны: освобождаетесь и вы (от необходимости придумывать, чем занять малыша и выдавать ему необходимые игрушки, и ваш ребенок получает столь необходимую для него свободу (может сам выбирать, чем ему заняться, и собственно, заниматься будет тоже сам).
И шестое, детям очень важна упорядоченность и система в окружающем их мире.
Поэтому постарайтесь рассортировать игрушки по классам и хранить все машинки в одном ящике, конструктор в другом, мячики в корзинке или в сетке, книги на отдельной полке и т. д.
Если возможности вашего пространства позволяют, отдайте предпочтение системе из многих ячеек или нескольких полок вместо того, чтобы просто свалить все игрушечное богатство вашего малыша в один большой ящик.
Итак, домашняя развивающая среда должна быть:
- безопасная;
- доступная (просторная и светлая);
- с возможностью двигательной активности;
- с возможностью ребенку уединиться на личной территории;
- с достаточным количеством игрушек и бытовых предметов, которые можно использовать в игре;
- с местом для творчества, рукоделия, мастерской, ролевых игр, музыкальных и интеллектуальных занятий, чтения;
- в меру упорядоченная;
- легко трансформируемая;
- по возможности, с максимумом натуральных материалов;
- с удобным местом для хранения вещей и игрушек ребенка;
- с возможностью выставить для всеобщего обозрения результаты творчества или рукоделия ребенка.
Сколько бы места не отводилось на детское пространство, важно правильно его использовать, а также, важное значение имеет богатство среды.
Причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам. Именно природные материалы дарят ребенку столь необходимые ему сенсорные ощущения в полном объеме.
Не выбрасывайте вещи, на первый взгляд кажущиеся мусором: фольгу от конфет, билеты, чеки, пластиковые карточки, контейнеры, лоскутки.
Если ребенок играет с подобными вещами, это развивает его фантазию. Абстрактные предметы приобретают в его воображении реальный смысл.
Используйте бумагу и ткань разной фактуры, организуйте игры с мелкими предметами – пуговицами, крупой, бусинами, но при этом строго следите, чтобы во время игры предметы не оказались во рту у ребенка.
Каждая творческая мама вполне может создать своему малышу настоящий развивающий центр дома своими руками (можно подсмотреть идеи в интернете, используя подручные средства и призвав на помощь фантазию.
Покупной вариант будет красивее и «натуральнее». Зато второй вариант принесет малышу куда больше пользы, потому что будет развивать важное качество современного человека – способность к творчеству.
Вот примеры игр, которые могут изготовить родители из подручных материалов для развития мелкой моторики:
1. скручивание лент;
2. шнурование;
3. застегивание пуговиц;
4. выкладывание, перебирание косточек;
5. игры с прищепками;
6. откручивание и закручивание крышек;
7. угадывание на ощупь предметов;
8. перекатывание карандаша или ручки в ладонях;
9. обводка трафаретов и др.
К любому занятию подходите творчески, старайтесь увлечь, заинтересовать кроху. Придумывайте вместе с малышом, будьте искренни в любых проявлениях, ведь ни одна даже самая интересная игра не займет ребенка, если мама рядом будет зевать от скуки.
Конечно, ребенок будет развиваться в любом случае. Он так устроен, что из любых условий извлекает материал и возможности для познания мира, для самых разных видов деятельности. Для него все – развивающая среда.
Но ведь нам, взрослым, стоит подумать, как организовать пространство его жизни с наибольшей пользой.
Многое подсказывают сами дети. Многое можно понять из наблюдений за ними. Кое-что мы можем, как бы предчувствовать – что ребенку будет интересно, какие возможности перед ним надо открыть. А многое уже есть – надо лишь не запрещать детям пользоваться этим.
Но, даже запрещая что-то, мы вполне можем продолжать осуществлять реализацию детских потребностей путем предложения достойной замены тем занятиям, которые вынуждены запрещать или ограничивать.
Поэтому давайте сделаем свой дом интересным и увлекательным для детей, чтобы, когда повзрослели, они вспоминали о своем приключении по имени детство, с большой радостью.