Акматова Айнура Асанкуловна
Рекомендации для воспитателей «Основные техники рисования с детьми с РАС»
▼ Скачать + Заказать документы
Считается, что рисование ладонями и пальцами способствует развитию осязательного чувства, гибкости пальцев, снимает напряжение, служит профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности. Краску на руки можно наносить кисточками различной жёсткости, щёткой, губкой или просто окунать пальчики или руку в баночку, палитру с краской. Рисунок обязательно должен иметь свой сюжет. Например, отпечаток ладони – птичка, сидящая на ветке дерева или в траве.
Можно использовать различные поролоновые губки, вату, природные материалы.
Публикация «Рекомендации для воспитателей „Основные техники рисования с детьми с РАС“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Каракули, любимые многими детьми, рисуются восковыми мелками или пастелью. Ритмичные движения помогают снять эмоциональное напряжение, создают настрой на занятие. Если впоследствии еще и закрасить акварелью весь лист, то ребенок увидит, как волшебным образом проступает предыдущий рисунок. Обыгрываем как сказку, например, про узор на окне от дыхания Морозко.
Рисование по сырому – это нанесение рисунка на предварительно смоченный водой лист бумаги. Обязательно присутствует сюжет: дождь льет, сыро, мокро на улице или букет цветов для мамы собрали рано утром, он еще влажный от росы.
Очень интересный прием – рисунок с сюрпризом. На лист бумаги наносится рисунок, затем аккуратно заклеивается кусочком бумаги. Ребенок просто рисует дождь, вертикальные сплошные линии, а затем педагог отклеивает кусочек бумаги и оказывается, что там, под зонтом, спряталась девочка и дождь ее не намочил!
Вилку используем при рисовании Новогодней Елки, колючего ежа. Перед рисованием необходимо актуализировать тактильную память, потрогать «колючего» ежа, хвойную ветку. Обговорить, что колючая вилка рисует такие же колючие иголки.
Кляксография – рисование мыльной пеной – одна из самых любимых детьми техник рисования. Выдувание трубочкой не каждому по силам, этому многим сначала нужно научится, не втягивать воздух, а выдувать. Наносится на бумагу клякса, одна или несколько и ребенок начинает дуть. Педагог по мере необходимости поворачивает лист, чтобы клякса раздувалась в нужных направлениях.
Можно создать с помощью пены фон, выдувая из трубочки и нанося на бумагу, а затем дорисовываем ладонями рыбок (жизнь в аквариуме, синем море). А можно изобразить пеной сирень в вазе, очень красиво и натуралистично получается. Кляксография с дорисовыванием элементов – создание абстрактных рисунков. Можно обыграть как цветы, микробы, солнечные зайчики, в зависимости от выбранного для занятия сюжета.
Рисование с помощью трафаретов. Краску наносим губкой и, убрав трафарет,
смотрим, что у нас получилось. Таким образом, изображаем животных, птиц и так далее.
Интересный вид изобразительной деятельности - сказка на бумаге. Занятия с использованием приёмов сказкотерапии являются благоприятным методом для наиболее эффективной социализации детей с РАС. Через сказку ребёнок знакомится с различными героями, с элементарными правилами поведения, идет закрепление коммуникативных навыков. С помощью сказки можно обыгрывать различные эмоциональные состояния: злость, обиду, гнев, страх. Ребенок учится правильно, в зависимости от ситуации, реагировать на происходящее.
В работе могут использоваться любые сказки, как народные, так и авторские.
Сказка должна быть максимально близкой и понятной ребёнку, сюжетная линия истории быть выстроена с учётом его интересов и увлечений. Проигрывание эпизодов сказки и участие в них ребенка дает ему возможность прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции.
По мере погружения детей с РАС в коррекционно-развивающую среду с использованием элементов арттерапии начнут происходить некоторые изменения:
- дети активно будут вступать в контакт;
- снизится уровень страхов, агрессивности, тревожности;
-повысится интерес к совместной деятельности, познавательная активность, самостоятельность;
- расширится диапазон способов взаимодействия с предметами, материалами, которые применяют в изобразительной деятельности, улучшается координация рук, мелкая моторика;
- постепенно снизится уровень поведенческих стереотипов;
- дети приобретут некоторые навыки элементарных правил поведения.
Опыт коррекционно-развивающей работы с использованием сказок, театрализованных игр и рисования разными техниками позволяет сделать вывод, что такая система занятий однозначно дает положительный эффект в работе с аутичными детьми. Давайте рисовать!
Спасибо за внимание!