Екатерина Пушина
Рекомендации для родителей и воспитателей к работе по коррекции восприятия дошкольника с интеллектуальной недостаточностью
▼ Скачать
Рекомендации для родителей (воспитателей) к работе по коррекции восприятия дошкольника с интеллектуальной недостаточностью
Выполнила:
Пушина Екатерина Алексеевна,
учитель-дефектолог
Виды и особенности восприятия
Восприятие является ведущим психическим процессом дошкольного возраста. Оно обеспечивает получение и первичную переработку информации, создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти и внимания. Включение ребенка в соответствующую для данного периода деятельность способствует ускоренному развитию восприятия.
Публикация «Рекомендации для родителей и воспитателей к работе по коррекции восприятия дошкольника с интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.
Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок. Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения.
Восприятие ребенка тесно связано с игрой. В игре он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес, активно познает воспринятую информацию.
Восприятие – это ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию: объединяет свойства предметов в целый образ предмета; все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации и весь полученный опыт об окружающем мире.
Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению.
Восприятие подразделяется на следующие виды:
1. восприятие предметов и явлений окружающего мира;
2. восприятие человека человеком;
3. восприятие времени;
4. восприятие движений;
5. восприятие пространства;
6. восприятие вида деятельности.
Особенности развития восприятия у детей с интеллектуальными нарушениями
Восприятие у детей с интеллектуальными нарушениями развивается в более поздние сроки. При отсутствии обучения, восприятие может развиваться в искаженном виде, что, в свою очередь, может повлиять на общее развитие ребенка.
Развитие восприятия в дошкольном возрасте идет путем совершенствования действий и усвоения систем сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).
Развитие зрительного, слухового, кинестетического восприятия у детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется некоторыми особенностями (даже при отсутствии каких-либо сопутствующих нарушений органов слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата).
У детей развитие восприятия происходит неравномерно, усвоенные эталоны зачастую оказываются нестойкими, расплывчатыми, отсутствует перенос усвоенного способа действия с одной ситуации на другую (Например, на занятии учителя-дефектолога ребенок выполняет задание верно, дома повторить не может). Еще один пример: дети, успешно выделяющие свойства предметов во время занятий, не могут подобрать парные предметы по просьбе педагога, совсем не выделяют их в быту, в самостоятельной деятельности, тогда, когда нужно найти определенный предмет в помещении.
Иногда поздно формируется связь между словом и конкретным предметов. Это выражается в том, что ребенок не может выбрать предмет по просьбе взрослого.
Перечислим некоторые трудности зрительного, слухового, тактильного восприятий :
1. Трудности распознавания цветов предметов; трудности различения предметов по форме, размеру, величине;
2. Трудности восприятия целостного образа предмета или объекта. Дети могут не различать предметные изображения или спутать его с похожими. Например, коза и корова; снег и дождь; лицо и нос. Затрудняются складывать разрезные картинки из 2,3,4 частей;
3. Дети затрудняются выстраивать ряд по определенному признаку, а также найти его место в этом ряду. Например, по цвету, форме или величине;
4. Трудности различения близких свойств предметов, не могут учитывать эти свойства в действиях с игрушками;
5. Трудности различения предметов на ощупь;
6. Трудности различения слов, близких по звуковому составу (мишка-мышка, а также звуков окружающего мира.
Отметим не только трудности, но и успехи. Дети наиболее успешно владеют соотнесением предметов по форме. Многие дети используют прием зрительного соотнесения фигур. Некоторые дети с ЗПР и многие с легкой умственной отсталостью пользуются приемом примеривания (то есть ребенок берет фигуру в руку и не дотрагиваясь ей до «домика» пытается примерить, подходит или не подходит) или приемом силы (с силой пытается «найти фигуре свой домик»).
Почти столь же успешно дети владеют называнием и дифференциацией величин. Большинство детей с ЗПР знают название величин, могут показать и назвать предмет требуемого размера. Только небольшая часть дошкольников с легкой умственной отсталостью испытывают затруднения при определении величин.
Конечно, большинство знаний и умений формируется и развивается в процессе обучения детей. Наиболее эффективным средством развития восприятия является игра.
Игры на развитие восприятия
1. Слуховое восприятие
1.1. Цель – развитие умения различать звуки окружающей среды.
Оборудование: 2 комплекта музыкальных инструментов (барабан, погремушка, колокольчик).
Ход игры: взрослый показывает ребенку музыкальные инструменты, воспроизводя звучание каждого из них. После педагог ставит ширму так, чтобы не были видны ребенку предметы.
Инструкция: Я буду играть одним инструментом, а ты слушай. Чем я сейчас играла?
1.2. Цель – развитие умения дифференцировать голоса животных.
Оборудование: аудиозапись, картинный материал (кошка, собака, корова, коза, лошадь).
Ход игры: перед ребенком лежат картинки с изображениями животных. Взрослый спрашивает ребенка: «Кто изображен на картинках?». Далее взрослый включает голосоподачу одного из животных и спрашивает: «Кто это?», ребенок показывает на картинку или говорит, кто это был. Такая работа проводится со всеми представленными животными.
1.3. Цель – развивать умение различать слова с близким звуковым составом.
Оборудование: картинки с изображениями или игрушки (мышка, мишка, мартышка, матрешка, петрушка, неваляшка)
Ход игры: взрослый выкладывает 1 пару картинок или игрушек перед ребенком и говорит: «Возьми мишку, давай с ним поиграем. Как ревет мишка? Как ходит мишка?». Затем: «Посмотри, кто остался?» и ждем реакции или ответа ребенка. Если ребенок не отвечает, проговариваем сами: «Это мышка. Как говорит мышка?». После взрослый может выложить перед ребенком мишку и мышку и спросить: «Мишка большой или маленький?». Взрослый выжидает, после проговаривает: «Да, мишка большой, а мишка маленькая». Такие игры могут проигрываться с мартышкой и матрешкой (Где матрешка, где матрешка); с петрушкой и неваляшкой соответственно.
2. Зрительное восприятие
2.1. Цель: развивать умение складывать разрезную картинку.
Оборудование: наборы разрезных картинок из 2,3 частей.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку собрать картинку из 2-х частей «собери целую картинку». Если ребенок не собирает – взрослый показывает образец. Если ребенок не справляется – взрослый берет 1 часть картинки, накладывает на образец и предлагает продолжить. Если ребенок вновь не справляется, взрослый совместно с ребенком «рука в руку собирают картинку».
2.2. Цель – развивать умение соотносить форму предмета.
Оборудование: сортер/почтовый ящик.
Ход игры: взрослый предлагает каждой геометрической форме найти соответствующее окошко в домике. «Давай с тобой поиграем. Где окошечко у звезды? У круга?.». Если ребенок не приступает к заданию, взрослый вместе с ребенком «рука в руку» ищет звезду и окошечко подходящее.
2.3. Цель – развивать умение различать цвета.
Оборудование: пластмассовые или деревянные кубики по два каждого цвета (красные, желтые, синие, зеленые).
Ход игры: взрослый выставляет все кубики и предлагает ребенку построить одноцветные башни «Построй башню красного цвета». Так взрослый просит построить башни всех представленных цветов.
3. Тактильное восприятие.
3.1. Цель – развивать умение различать на предметы ощупь.
Оборудование: 2 набора игрушек: ежик (колючие иголки, кошка (пушистая, мяч (гладкий, мешочек.
Ход игры: взрослый выкладывает перед ребенком игрушки по очереди, давая ему их потрогать. «Потрогай, ежик колючий (кошка пушистая, мягкая; мячик гладкий)». Далее взрослый предлагает ребенку найти такую же игрушку в мешочке.
3.2. Цель – развивать умение определять величину геометрических фигур на ощупь.
Оборудование: мешочек, набор геометрических фигур (2 маленький круга, 2 больших круга).
Ход игры: взрослый показывает ребенку мешочек: «У меня есть волшебный мешочек», далее предлагает ребенку достать из мешочка маленький круг ( в мешочке лежат 4 фигуры: 2 маленький круга, 2 больших круга). «Достань из мешочка маленький круг». Затем предлагает достать большой круг «Теперь достань большой круг».
3.3. Цель – развивать умение подбирать материалы на ощупь (фактура материала).
Оборудование: 3 мишки (или любые игрушки, одетые в кофты, разные по материалу (шелковая, шерстяная, вязаная (крупная вязка, 3 шарфика разные по материалу
Ход игры: взрослый знакомит ребенка с одним мишкой, обращая внимание на их одежду: «Посмотри, кто у меня есть. Это мишка, держи, потрогай его, какая у него кофточка». Ребенок ощупывает. После взрослый выкладывает все шарфики и предлагает дать каждому мишке шарфик такого же материла, как и кофта «Дай мишке такой же на ощупь шарфик».
Список используемой литературы
1. Катаева, А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников : Кн. для учителя. –М. : «БУК-МАСТЕР», 1993.– 191 с
2. Катаева, А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 208 с.
3. Нефедова, Ю. В. Диагностика психомоторного развития детей с проблемами интеллектуального развития /Под ред. А. Зарин. - СПб. : Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2010.- 119 с.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2000 – 712 с.
5. Лубовский В. И., Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др. ; Под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – 464 с.