Лихоманова Надежда
Рекомендации для родителей «Постановка звука [Л]»
▼ Скачать + Заказать документы
Звук Л обычно поставить совсем не сложно. Если ребёнок в 4 года не произносит этот звук стоит обратиться к логопеду или попробовать сделать это самостоятельно.
Для того, чтобы подготовить мышцы языка к произношению звука Л, необходимо выполнять некоторые артикуляционные упражнения.
Примеры подготовительных упражнений (лучше обыграть) :
- узким кончиком языка постучать по верхней губе;
- узким язычком дотронуться до верхней губы;
- узким язычком дотронуться до верхних зубов, до альвеол;
- делать высунутым языком «Иголочку» или «Жало» (узкий язык);
Публикация «Рекомендации для родителей „Постановка звука [Л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Консультации для родителей
- Темочки
- чередовать упражнения «лопаточка» — «иголочка» (широкий язык — узкий язык)
-массаж (жевание) кончика языка зубами;
Обычно этого достаточно, чтобы артикуляционный аппарат был готов для постановки звука Л.
Постановка звука Л
1. По подражанию. Ребёнку объясняется и показывается правильная артикуляция звука Л. Этот способ самый простой для обучающего, но, к сожалению, не самый простой для ребёнка, т. к. получить звук Л таким образом получается не часто, но попробовать стоит.
2. Постановка от межзубного звука. Мне кажется, что этот способ наиболее удобен и универсален и подходит даже для тех детей, у которых выраженные проблемы с подъёмом языка вверх. Во всяком случае, я ставлю звук Л обычно именно так.
Ребёнок тянет гласный звук «ы-ы-ы» или «а-а-а» и просовывает язык между зубами, кончик прикусывается. При этом должен получиться вполне приличный звук Л. Автоматизируем такой звук в обратных слогах (типа АЛ, ОЛ). Когда звук будет получаться хорошо в простых словах (мал, бал, осёл, можно попробовать перевести артикуляцию за зубы, а можно не переводить, если язык высовывается не сильно. Обычно по мере автоматизации, дети сами переводят артикуляцию за зубы.
3. Ребёнок тянет гласный «а-а-а». Предлагается одновременно с этим кончиком языка стучать о внутреннюю поверхность верхних резцов. Автоматизация начинается с обратных слогов (именно со слога АЛ).