Любовь Булаева
Рекомендации для родителей по математике для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для родителей по математике для детей младшего дошкольного возраста
Многие люди думают, что математика это всего лишь арифметика, то есть изучение чисел и действий с их помощью. На самом деле математика это намного больше - это один из способов познания и описания окружающего мира. Умение считать это еще не все, ребенку необходимо правильно и понятно выражать свои мысли.
Публикация «Рекомендации для родителей по математике для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
К 3-4 годам ребенок обычно приобретает определенный математический опыт, ведь ему каждый день приходится сталкиваться с такими вопросами как "Что это за предмет?", «Какой он?», «Сколько их?", «Где они находятся?", "Какие они по размеру?" и т. д.
Поэтому, мы взрослые, должны помочь маленькому ребенку познавать и понимать окружающий мир, научить его логически мыслить и ясно выражать свои впечатления об окружающем.
Важно, чтобы математика вошла в жизнь ребёнка не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. В программе по математике (формирование элементарных математических представлений) для детских садов выделены основные темы: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». Внимание этим понятиям вы можете уделить и в повседневной жизни.
• Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, колесо у машины круглое, окно квадратное, часы круглые или квадратные.
• Попросите найти все зеленые или все красные предметы в комнате.
• Попросите найти все большие и маленькие мягкие игрушки.
• Принесли домой фрукты, яблоки и бананы. Спросите, чего больше? Меньше? Поровну ли? Как сравнить? Что сделать, чтобы было поровну?
• Поставьте чашки, спросите, сколько нужно еще поставить тарелок, положить ложек, вилок для обеда. С какой стороны должна лежать ложка, вилка.
• Когда вы на кухне и варите суп, спросите, какое количество овощей было порезано, какой они формы, величины.
• Играет ребенок конструктором или кубиками, делая башенки, домики, спросите какой выше, ниже.
• Когда вы одеваете ребёнка на прогулку, спросите, какого цвета у него шапка, шарф, куртка, сапоги или другая одежда/обувь.
• Надеваете варежки, носки, сапоги, напомните, где у него правая - левая рука, нога.
• По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше - ниже, толще - тоньше).
• Наблюдаем за машинами сколько «много» или «одна».
• Ваш ребенок любит рисовать, спросите его о длине карандашей, сравните их; чтобы ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как: длинный-короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца, например, высокий-низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще-тоньше (колбаса, сосиска, палка). Используйте для сравнения игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины, различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки и так далее.
• Во время чтения художественной литературы родителям следует обращать внимание детей на характерные особенности животных, связывая их с элементарными математическими представлениями детей. Например: у жирафа длинная шея, у зайца короткий хвост; у вороны две лапки; у козы рога меньше, чем у оленя.
• Использование художественной литературы с математическим содержанием, например сказка «Репка». На материале сказки формируется количественные представления один, много, два, три персонажа.
• Дети учатся ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади. Учите ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер.
Также при формировании у детей математических представлений уместно использовать занимательные по форме и разнообразные по содержанию дидактические игровые упражнения. Не смотря на все многообразие игр, центральной задачей должно быть развитие логического мышления, умение устанавливать простейшие закономерности, например: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.
Предлагаем вам некоторые математические игры и упражнения для проведения их в кругу семьи. Указанные игры доступны для ребенка младшего дошкольного возраста и не требуют длительной подготовки, изготовления сложного дидактического материала.
«Математика и пластилин»
Для запоминания цифр и геометрических фигур вместе с ребенком слепите их из пластилина.
Еще вариант - взрослый вырезает цифры из бархатной бумаги, а ребенок водит по ним пальчиком.
«Найди игрушку».
Спрячьте игрушку, «Один, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в». Как вариант игры, можно направлять ребенка на поиски: игрушка сзади шкафа, под стулом и т. д.
«Считаем в дороге»
Если у вас есть машина, и вы проводите много времени в ней, а ребенку нечем заняться. Поиграйте с ним, кто больше сосчитает машин своего цвета. Например, взрослый считает машины красного цвета, а ребенок зеленого, и наоборот. В маршрутке можно посчитать количество пассажиров, которые входят и выходят.
«Сложи квадрат»
Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 на 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.
«Пуговицы»
Игра закрепляет умение сравнивать две группы предметов.
Необходимый инвентарь: пуговицы разного цвета, размера и формы. У всех дома есть пуговицы. С их помощью можно придумать самые разные игры. Положить, например, вверх круглые пуговицы (они могут быть разного цвета и размера, а вниз под них — квадратные. Поровну ли их, каких больше, меньше? Или положить вверх красные круглые пуговицы, а вниз синие квадратные.
«Разложи по форме»
Игра научит детей классифицировать предметы по форме.
Приготовьте «домики» для фигур (коробки, банки и т. п., наклейте на них сенсорный эталон – геометрическую фигуру. На один «домик» наклейте круг, на другой – квадрат и т. д. вырезаем из картона круги, квадраты, треугольники. На первом этапе игры предложите ребенку раскладывать геометрические фигуры: квадратики, кружочки, треугольники по своим «домикам». Затем стоит усложнить игру. Вместо геометрических фигурок предложите по «домикам» раскладывать картинки с изображением предметов: стол, окно, аквариум, тарелка, крыша дома и т. д.
«Посылка»
Игра знакомит детей с цифрами.
Необходимый инвентарь: два кота, две рыбки, цифры 1 и 2.
Возьмите из коробки с игрушками двух котиков или другие игрушки и расскажите историю про их дружбу. Про то, как однажды им принесли посылки. В одной коробке лежала одна рыбка, а в другой — две. Почему же их не поровну? Выясните, что на одной коробке нарисована цифра «1», поэтому в коробке одна морковка, на другой — цифра «2», поэтому в ней две рыбки. Познакомьте детей с этими цифрами. Не забудьте уравнять подарки для котиков, чтобы не обидеть их.
Напишите эти цифры в тетради. А еще можно вылепить их из пластилина.