Надежда Чурина
Рекомендации для родителей «Основные показатели формирования речевого развития детей дошкольного возраста по ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для родителей.
«Основные показатели формирования речевого развития детей дошкольного возраста по ФГОС ДО».
Автор: воспитатель МБДОУ д/с «Золотой петушок» Чурина Надежда Николаевна
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.
Публикация «Рекомендации для родителей „Основные показатели формирования речевого развития детей дошкольного возраста по ФГОС до“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:
• Овладение речью как средством общения и культуры.
• Обогащение активного словаря.
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
• Развитие речевого творчества.
• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Участие родителей в речевом развитии необходимо начинать с момента рождения ребенка :
- необходимо поощрять любые попытки малыша заговорить, ведь ребенок начнет говорить только тогда, когда вы захотите его слышать;
- поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, отвечайте на каждый детский вопрос;
- не поправляйте речь ребенка, просто повторите ту же фразу правильно;
- не сравнивайте ребенка ни с кем;
- развивайте фонематическое восприятие (слух) – отгадывание звучащего предмета или музыкального инструмента;
- делите слова на слоги;
- делайте специальные упражнения, развивающие артикуляционный аппарат; дыхательные и звуковые («цокот лошадки», «стрельба», «трактор», «пароход гудит», «барабан», «загнать мяч в ворота»);
- чаще читайте ребенку.
Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. При этом помните, что ваше произношение должно быть четким, ясным и выразительным. Обязательно обсуждайте прочитанное.
Родителям важно знать, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания.
Как отмечалось ранее, речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения.
Не всякий программный материал может быть преподнесён путём обучения на занятиях. Например, воспитание навыков разговорной речи, культуры речевого общения, умения выступать перед аудиторией и т. д. требует естественных жизненных ситуаций, правдивых, понятных для ребёнка мотивов его деятельности; большая группа словаря – бытового, природоведческого характера – прочно усваивается в действиях, в практике ребёнка (еда, умывание, выращивание растений и т. д.). В данном случае обучение сочетается с другими средствами развития речи. Так, труд детей – хозяйственно-бытовой, ручной, сельскохозяйственный – эффективное средство обогащения словаря, средство для формирования навыков речевого общения. Разговоры и рассказы о трудовом процессе служат для активизации усвоенного словаря, для развития связной речи. Бытовая деятельность при правильном руководстве ею воспитателем также является средством развития речи. Преимущества этого средства – естественность обстановки, при которой многие дети легче вступают в разговор, сочетание содержания речи с реальными отношениями, которые складываются в жизни, у воспитателя достаточно времени, что позволяет поговорить со многими детьми, разнообразить тематику этих разговоров. Во время бытовой деятельности (питание, одевание, туалет, гимнастика, прогулки, приготовление ко сну) чрезвычайно обогащается словарь детей, формируются навыки разговорной речи, педагог широко использует художественные произведения, фольклор.
Игра является не только благодатным условием для речевых проявлений детей, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи.
Необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников – тесная взаимосвязь в работе педагогов и родителей, выполнение рекомендаций родителями, которые дают им педагоги. В повседневной жизни дети самостоятельно пользуются речью. Но если их оставить без руководства взрослого, могут закрепляться отрицательные качества речи: жаргонные, бранные выражения, грубые интонации, примитивность словаря, грамматические ошибки и т. д. Вместе с тем и плохо организованная деятельность, происходящая в молчании или пассивном выслушивании указаний воспитателя, тоже не окажет заметного влияния на речь детей.
Родителям необходимо знать, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.
Уважаемые родители, помните, что семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Дошкольник – не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимного проникновения двух социальных институтов.