Наталья Трусенко
Мастер-класс «Использование игр на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса :
Знакомство участников с опытом использования упражнений, речевых игр, способствующих развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Представить участникам мастер-класса игры для развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс „Использование игр на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
• Раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в играх и упражнениях по развитию эмоциональной отзывчивости.
• Убедить педагогов в важности и целесообразности развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в развитии эмоциональной отзывчивости, предлагаемых педагогом на мастер-классе.
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в развитии эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста.
3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Ход:
В ФГОС ДО требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, также включает «Социально – коммуникативное развитие», как область, ориентированную на развитие норм и ценностей, принятых в обществе. Общение и взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности в современном детском саду. Ведь эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его. Интегративное качество «эмоционально отзывчивый» характеризуется тем, как ребенок «эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей литературных произведений, игр. Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики». Проблемы социально – личностного развития и воспитания детей дошкольного возраста кроются в тех переменах, которые происходят в нашем обществе и государстве.
В своей работе с детьми я часто сталкиваюсь со следующими проблемами:
встречаются малыши с нарушениями в общении,
с повышенной застенчивостью,
тревожностью, агрессивностью,
гиперактивностью,
неуверенные в себе дети.
Игра в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру, как ведущую детскую деятельность.
Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки. Поэтому в моей практике значительное место отводится развитию эмоциональной отзывчивости именно через игру. Считаю, что, используя разнообразные игры, я смогу значительно повысить эффективность развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста.
Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей эмоциональной отзывчивости. Для этого я приглашаю ко мне несколько помощников.
Преодолеть трудности в общении помогут игры на сближение.
Солнышко хочет с вами познакомиться, согреть вас своим теплом. У кого из вас в руках будет солнышко, тот назовёт своё имя ласково (Маша – Машенька).
Игра «Солнышко»
Вот мы и познакомились с солнышком. Оно нам помогло узнать, что у вас у всех очень красивые и ласковые имена.
Чтобы избавиться от нервно-эмоционального напряжения и расслабить мышцы в игровой форме в своей работе я использую разнообразные этюды.
Мини-этюд «Цветок»
Вы превратитесь в маленькие семена. Тёплый луч солнца упал на землю и согрел семена. Из них медленно проклюнулся росток, появился стебелёк, листочки и бутоны. Но вот цветы распускаются. Нежится цветок на солнце, радуется ему, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток. Поворачивает цветочек вслед за солнцем. Как много красивых цветов! Я соберу их в букет (собирает детей в круг и обнимает их) и сплету веночек (обнимают друг друга за талию).
Также использую взаимомассаж и самомассаж для детей с использованием массажных мячиков, грецких орехов, каштанов и т. д.
Посмотрите, что здесь – какие интересные мячики.
Поиграем с ними? Усаживайтесь на подушки.
Здравствуй, мячик интересный
(перекладываем мячик с одной руки в другую).
Для ребяток ты полезный.
Мячик- ёжик мы возьмём,
Покатаем и потрём.
Вверх подбросим и поймаем
И иголки посчитаем.
Пустим ёжика на пол,
Ручкой ёжика прижмём
И немного покатаем.
Потом ручку поменяем.
А теперь последний трюк!
Мяч катаю между рук.
В своей работе я использую игры-перевоплощения, элементы драматизации, ритмические игры-имитации. Например:
Игра «Поход в лес»
Отправляемся в поход,
Много нас открытий ждёт.
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре-
Полетели, закружились.
Дальше - глубже в лес зашли,
Налетели комары.
Комаров всех перебьём
И к болоту подойдём.
Перейдём преграду вмиг,
Как лягушки - прыг, прыг, прыг.
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём
И назад в гнездо кладём.
Тропка змейкой под ногами-
Мы домой вернёмся сами.
Чтобы расширить знания об эмоциях я использую графическое изображение эмоций, т. е. пиктограммы. Дети учатся соотносить эмоции литературных и сказочных героев с пиктограммами, затем зарисовывать настроение.
А сейчас я вам предлагаю оживить ваши цветы, нарисовать своё настроение в серединке цветка и сделать цветочную поляну.
(Рисуют своё настроение в середине цветка и наклеивают цветы на ватман.)
Чтобы расслабиться и отдохнуть я предлагаю упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, игры на развитие чувства эмпатии, музыкальные игры.
Надоело нам играть,
А теперь хотим летать!
Усаживайтесь поудобнее.
Релаксация «Облака»
Представьте себе теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки легкие-легкие, ваши ножки легкие, все ваше тело становится легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас в детский сад. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке?
В результате проводимой работы дети, в своем большинстве, находятся в нашей группе в положительном эмоциональном состоянии, имеют собственное мнение, самостоятельно выбирают друзей, игрушки, виды деятельности. Дети положительно относятся к окружающим людям, стараются учитывать мнения других людей, стремятся к совместной деятельности, знают способы взаимодействия и выхода из конфликтных ситуаций и многие умеют это делать.
Я уверена, что у вас у всех добрые, заботливые, великодушные сердца. Вы понимаете своих детей и воспитанников. И поможете стать им добрыми, порядочными и отзывчивыми людьми.