ОЛЬГА ВОТИНЦЕВА
Рекомендации для педагога «Поддержка детской инициативы в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельный и инициативный дошкольник, какой он?
Он умеет проявлять данные качества в деятельности. Умеет поставить цель и знает, как ее достичь. Умеет планировать свою работу от задумки до реализации цели. Он самостоятелен, проявляет ответственность. Но лишь в сотрудничестве со взрослыми ребенок может реализовать свой потенциал.
Японский педагог Макато Шичида.
Правила для поддержки самостоятельности ребенка:
-не стоит обращать внимания на недостатки и слабые стороны ребенка.
Темочки:
- ребенок только учится, и мы призваны поддержать его, научить подняться на более высокую ступеньку в развитии;
-не нужно стремиться к идеалу. Все дети от природы любознательны, каждый по-своему оригинален;
-не думайте, что поведение ребенка сегодня является для него нормой и будет таковым постоянно и неизменно. Все течет, все меняется;
-не сравнивайте детей! В каждом из них своя изюминка!
-принимайте детей такими, какие они есть. Задача взрослых - создать условия для их развития!
-не добивайтесь успешности малыша только в обучающем направлении. Все хорошо в меру!
«В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:
• развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
• создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
• постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
• тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
• ориентировать дошкольников на получение хорошего результата. Необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
• «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.
• поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества
Условия, необходимые для развития инициативы детей :
1. Разнообразная по своему содержанию развивающая предметно-пространственная среда.
2. Содержание развивающей среды поддерживает индивидуальные особенности и интересы детей.
3. Стиль общения воспитателей с детьми демократичный.
4. Воспитатели и родители развивают умения детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.
5. Родители знают, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т. д.
Какие же способы поддержки детской инициативы можно использовать в работе?
· уважать индивидуальные интересы и привычки детей;
· выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием);
· поощрение ( в процессе деятельности: активности, творческого, похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого);
· обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;
· положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата);
· проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;
косвенная, доброжелательная помощь (подсказать, направить и т. д.);
· личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.);
· отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т. д.);
· предложение альтернативы (другого способа, варианта действия);
· создание и своевременное изменение предметно-пространственной развивающей среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь для различных видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.);
· обеспечение ( выбора различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой; сменности игрового материала, художественных произведений (книги, картины, аудио- и видеозаписи, музыкальных и спортивных атрибутов);
· отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
· предоставление детям возможности активно задавать вопросы;
· не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
· формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;
· поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
· устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;
· проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении;
· обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
· поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка;
· создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
· поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);
· привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты.