Папки-передвижки

Рекомендации для педагога «Поддержка детской инициативы в ДОУ»

ОЛЬГА ВОТИНЦЕВА
Рекомендации для педагога «Поддержка детской инициативы в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Самостоятельный и инициативный дошкольник, какой он?

Он умеет проявлять данные качества в деятельности. Умеет поставить цель и знает, как ее достичь. Умеет планировать свою работу от задумки до реализации цели. Он самостоятелен, проявляет ответственность. Но лишь в сотрудничестве со взрослыми ребенок может реализовать свой потенциал.

Японский педагог Макато Шичида.

Правила для поддержки самостоятельности ребенка:

-не стоит обращать внимания на недостатки и слабые стороны ребенка.

Темочки:

- ребенок только учится, и мы призваны поддержать его, научить подняться на более высокую ступеньку в развитии;

-не нужно стремиться к идеалу. Все дети от природы любознательны, каждый по-своему оригинален;

-не думайте, что поведение ребенка сегодня является для него нормой и будет таковым постоянно и неизменно. Все течет, все меняется;

-не сравнивайте детей! В каждом из них своя изюминка!

-принимайте детей такими, какие они есть. Задача взрослых - создать условия для их развития!

-не добивайтесь успешности малыша только в обучающем направлении. Все хорошо в меру!

«В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:

• развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;

• создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;

• постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;

• тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;

• ориентировать дошкольников на получение хорошего результата. Необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;

«дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.

поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества

Условия, необходимые для развития инициативы детей :

1. Разнообразная по своему содержанию развивающая предметно-пространственная среда.

2. Содержание развивающей среды поддерживает индивидуальные особенности и интересы детей.

3. Стиль общения воспитателей с детьми демократичный.

4. Воспитатели и родители развивают умения детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.

5. Родители знают, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т. д.

Какие же способы поддержки детской инициативы можно использовать в работе?

· уважать индивидуальные интересы и привычки детей;

· выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием);

· поощрение ( в процессе деятельности: активности, творческого, похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого);

· обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;

· положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата);

· проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;

косвенная, доброжелательная помощь (подсказать, направить и т. д.);

· личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.);

· отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т. д.);

· предложение альтернативы (другого способа, варианта действия);

· создание и своевременное изменение предметно-пространственной развивающей среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь для различных видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.);

· обеспечение ( выбора различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой; сменности игрового материала, художественных произведений (книги, картины, аудио- и видеозаписи, музыкальных и спортивных атрибутов);

· отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;

· предоставление детям возможности активно задавать вопросы;

· не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;

· формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;

· поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;

· устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;

· проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении;

· обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;

· поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка;

· создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;

· поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);

· привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты.

Публикации по теме:

Развитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной средыРазвитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной среды Большую роль в развитии детской инициативы и самостоятельности в настоящее время отводят среде, в которой находится ребенок. В этом году.

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Фотоотчет «День веселых тигрят» в средней группе как средство поддержки детской инициативы»Фотоотчет «День веселых тигрят» в средней группе как средство поддержки детской инициативы» Жизнь в детском саду похожа на калейдоскоп:никогда нескучно, и каждый день несет в себе что-то новое, радостное и познавательное. Хочу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для педагога «Поддержка детской инициативы в ДОУ»
Опубликовано: 9 февраля 2025 в 18:06
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации для педагога «Поддержка детской инициативы в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем ОЛЬГА ВОТИНЦЕВА (УИ 1090444) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД