Елена Потешонкова
Региональный компонент в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Любовь к своей Родине - это не нечто отвлеченное; это - и любовь к своему народу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей»
Д. С. Лихачев
На сегодняшний день проблема патриотического воспитания детей чрезвычайно актуальна. Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, гордящегося достижениями своего народа.
Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно-патриотических чувств.
Публикация «Региональный компонент в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего края, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.
Для того, чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, необходимо включать и региональный компонент в образовательный процесс.
Региональный компонент — это часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык, литература, история, география региона, особые потребности и интересы в области образования народов нашей страны в качестве субъектов федерации.
Изучая региональный компонент в дошкольном образовании, мы помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
Поэтому задачей дошкольного образования является заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
У каждого народа есть свои национальные традиции и обычаи, которые передаются из поколения в поколения, хранятся и приумножаются. Необходимо заложить в детях основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.
Рассмотрим компоненты патриотического воспитания:
- Содержательный включает представление об окружающем мире – о культуре народа, его традициях, народном творчестве; о природе родного края, и деятельности человека в природе; об истории страны, родного края, отраженной в названиях улиц, памятников; о символике родного города, страны, (герб, гимн, флаг)
- Эмоционально-побудительный включает эмоционально-положительные чувства ребенка - любовь и чувство привязанности к родной семье и дому; интерес к жизни родного города, страны; гордость за достижения родного края, страны; уважение к культуре и традициям народа, историческому прошлому; восхищение народным творчеством; любовь к родной природе, родному языку; уважение к человеку труженику и желание принимать посильное участие в труде
- Деятельностный (отражение отношения к миру деятельности) - труд; игра; продуктивная деятельность; музыкальная деятельность; познавательная деятельность
Т. о. можно выделить основные направления деятельности ДОУ по реализации регионального компонента:
природно-географическое
историческое
этнографическое
культурное
Хочется отметить, что начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона.
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1. Ознакомление дошкольников с родным краем, городом в ходе реализации образовательной программы ДОУ.
2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного сел, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.
4. Взаимодействие с родителями.
5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов);
6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.
Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий:
• Создание культурно-развивающей среды в ДОУ
• Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования
• Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность
• Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников и социумом
Знакомить детей с региональным компонентом необходимо через все виды деятельности и режимные моменты.
Для успешной работы реализации программы по патриотическому воспитанию необходимо соблюдение ряд условий:
Условия реализации:
- создание предметно-развивающей среды (уголок русской культуры, символика государства и др.);
- опора на личный опыт, ближайшее окружение (от любви к дому до любви к Родине и т. д.);
- эмоциональная окрашенность, воздействие на чувства ребенка;
- взаимодействие трех компонентов: интеллектуального, чувственно-
эмоционального и действенно-практического (узнавать-созерцать-созидать);
- организация творческой деятельности как средства выражения чувств и эмоций (ИЗО, драматизация, концерты и выступления перед публикой и др.);
- сотрудничество с семьей воспитанников и социумом.
Особенную роль в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников в нашем детском саду отводится специально организованной среде, - в группах оформлены центры по нравственно-патриотическому воспитанию, где расположен подобранный материал по ознакомлению детей с историей и традициями города Н. Новгорода, с нашей областью, страной, ее символикой, историей, традициями, а также с известными людьми, героями войны, труда) – на слайде представлены уголки патриотического воспитания в разных группах, а также в ДОУ имеется мини музей «Русская изба», где дети знакомятся с особенностями русского национального уклада жизни, предметами быта, орудиями труда, одеждой, с обряды, праздники, народное творчество, искусство.
Содержание регионального компонента включает следующие блоки:
1. Блок «Н. Новгород – наш край родной»
Содержание данного блока предусматривает ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем, который представлен семьей, малой Родиной, знакомство с историей. Знакомство с городом, его историей, достопримечательностями, с районами города, с Нижегородской областью. Промышленность и сельское хозяйство
2. Блок «Родная страна»
Содержание данного блока предусматривает знакомство со столицей России, с символикой государства. Воспитание любви к своему отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций
3. Блок «Природа родного края»
Содержание данного блока направлено на формирование знаний детей особенностей растительного и животного мира, знаний рек, протекающих по территории. Показать разнообразие оседлых и перелетных птиц, которые обживают леса и местность (сады, парки, скверы).
4. Блок «Быт и традиции»
Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с понятием быт, традиции. Содержание данного блока предусматривает в доступной для детей дошкольного возраста форме, формировать представления о жизни людей в далеком прошлом и настоящем, об особенностях бытовых условий, предметов обихода, одежды. Формировать у детей бережного отношения к истории жизни своего края. Ознакомление с традициями позволяет детям дошкольного возраста формировать представления о связи между поколениями.
5. Блок «Культура и искусство родного края»
Содержание блока предусматривает работу воспитателей по знакомству детей старшего дошкольного возраста с творчеством писателей и поэтов, народных художников, которые прославили наш край своими рассказами, произведениями живописи и декоративно-прикладного искусства, У детей формируется представление о прекрасном, воспитывается чувство уважения и почтения к творческим людям, к людям искусства.
6. Блок Наши земляки, прославившие Нижегородский край
Блок направлен на изучение вместе с детьми истории жизни выдающихся земляков нашего края, прославивших наш Нижегородский край
С целью реализации содержания программа разработаны перспективные планы.
Решение программных задач осуществляется:
• В образовательной деятельности, в процессе различных видах детской деятельности
• В образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов
• В самостоятельной деятельности детей
• в процессе взаимодействия с семьями
Методы и приемы работы с детьми:
- Словесные: чтение литературных произведений, беседы с элементами диалога, рассказы педагога, чтение стихотворений детьми, составление ими рассказов, ответы на вопросы, отгадывание загадок, прослушивание аудиоматериалов и т. д. ;
- Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций картин, просмотр мультимедийных презентаций, видео-фильмов, мультфильмов, рассматривание экспонатов и памятников архитектуры во время экскурсий
организация уголка краеведения, мини музеи: «Русская изба», «Они прославили наш город» и др. ;
- Практические: дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, подвижные игры;
Изготовление различных поделок, подготовка к праздникам и проведение их;
Инсценировки, изготовление наглядных пособий,
Организация тематических выставок, вечера досуга, викторины
Экскурсии в музеи, по улицам района.
Посещение библиотеки.
Акции («Окна Победы», Окна России», Книга памяти и др., конкурсы,
Различные виды творческой деятельности детей (рисование, лепка, конструирование, пение, выразительное чтение, театральная деятельность)
Проектная деятельность (были разработаны и реализованы проекты: «Моя родословная», «Нижний Новгород – вчера, сегодня», «Русская душа», Священный праздник День Победы», «Матрешка и др.)
Взаимодействие с родителями играет важное значение в целостности воспитания личности ребенка. Только совместное взаимное сотрудничество даст хороший результат.
Формы работы:
• Интерактивная – анкетирование, интервьюирование, дискуссии, круглые столы.
• Культурно – досуговая - семейные праздники, досуги и развлечения
• Наглядная - информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы. Выпуск бюллетеней, информационных листков, буклетов, брошюр
• Просветительская – использование СМИ интернет- ресурсов для освещения деятельности ДОУ, родительские собрания, систематическое обновление предметно-пространственной среды атрибутами к сюжетно-ролевым играм и мини-музеям
Проводилась работа с социумом
Подводя итоги работы, можно сделать вывод, что результатом работы стало:
- Сформированы у детей первичные представления о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа.
- Дети приобщились к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
- У детей пополнились знания об истории и жизни родного города.
- Представления детей о Великой Отечественной войне и подвиге советского народа стали более полными, дети начали понимать, что такое война и сколько горя она принесла.
- Дети лучше стали понимать простейшие взаимосвязи в мире природы, формируется понимание того, что заботиться о природе – значит беречь свою свой город, страну.
Родители в полной мере осознали важность воспитания у детей нравственных чувств, любви и гордости к своему городу, к своему Отечеству. Повысилась активность родителей в патриотическом воспитании
Вывод
Реализация регионального компонента в развитии дошкольников,
построенная в системе способствует достижению следующих
целевых ориентиров ФГОС ДО:
-ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
-различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
-обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.