Лариса Гоцка
Подвижные игры как средство формирования нравственно-волевых качеств у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Автор работы:
Гоцка Лариса Юрьевна
Санкт-Петербург
2015
Актуальность темы заключается в том, что в современном мире, с нечеткими нормированными и определяющими правилами, важна направляющая детей социальная роль. Важен ориентационный подход, ролевое взаимодействие близкое к терминальным ценностям. Преемственность и последовательность отражена в народных играх.
Публикация «Подвижные игры как средство формирования нравственно-волевых качеств у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Подвижные народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка. Передаваемые из поколения в поколение, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них выражаются культура, быт, представления о нормах поведения в конкретных взаимоотношениях, в которых протекает жизнь ребенка. В игре создается ситуация, обращенная к разуму и сердцу ребенка, создается «модель поведения» и через образ героя учит, с кого брать пример. В народной игре дети приобретают убеждения, общественно одобренные формы поведения, необходимые им для нормально жизни в обществе.
Одна из потребностей человека, как личности – в национальной идентичности. Человек чувствует себя здоровым, деятельным, когда он включен в какую-то общности – семью, нацию, общину.
Народная игровая культура рассматривается нами как один из элементов этноподхода, способствующий осознанию ребенком своего места среди людей, в природном и социокультурном пространстве, формированию его национальной идентичности, возникновению стабильной (с психологической точки зрения - «нетревожной») картины мира.
Анализ методических пособий по парциональным программам показал, что широкими возможностями социализации детей обладают такие игры, как «Семья», «Дрема», «Казаки», «Прятки», «Коршун» и другие. Однако воспитатели не всегда осведомлены о видовом разнообразие народных игр и о возможностях использования народной игры. Чаще всего воспитатели ориентируются на представленные в методических пособиях досуговые и подвижные игры с правилами.
Определяющее значение имели труды по педагогике и психологии Л. С. Выгодского, В. А. Сухомлинского, Д. Б. Эльконина., К. Д. Ушинский. В. А Сухомлинский считал, что в игре раскрывается перед детьми мир и творческие способности личности, и рассматривал игру главным образом со стороны полноценного умственного развития. К. Д. Ушинский высоко ценил игру, любовно создаваемую народом для детей. Он указывал на то, что игры, материнские припевки, маленькие сказочки, содержат в доступные формы обучения, они близки детям по содержанию, по игровым действиям, образам. Д. Б. Эльконин определяет, что игра является выражением жизни, влечений в специфических условиях, характерных для периода детства. Обращаясь к игре, как к ведущему типу деятельности детей Л. С. Выгодский изложил основные концепции детской теории игры :
- Игра возникает, когда проявляются нереализуемые немедленно тенденции и вместе с тем сохраняется тенденция к немедленной реализации желаний.
- Игра содержит в себе все тенденции развития; она источник развития и создает зоны ближайшего развития; за игрой стоят изменения потребностей.
Произвольность поведения рождается, по мнению Л. С. Выгодского и Д. Б. Эльконина, в игре, в коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он сможет сделать в одиночку. Так как коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражании предлагаемому образцу, тогда как, самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно. Ребенок, как участник игры, должен подчиниться им, но задача усложняется тем, что дети действуют от себя, а не от имени роли, то есть произвольно и сознательно. Произвольность и сознательность не исключает навязанность роли субъективным внешним обстоятельством. Я. Корчак определяет игру как возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. Мир детской игры во многом определяет настоящее и будущее наших детей, а значит и нас.
Исторически сложилось так, что проблемы этнокультурного (национального) воспитания и обучения детей поднимаются в нашей стране тогда, когда происходит реформирование системы государственной власти и настает время соответствующих изменений в сфере образования. Так повелось со времен Киевской Руси и сохранилось вплоть до наших дней.
Однако сложность современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаем ощущать ценность того, что живем на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Это губительно для нас и нашего Отечества. Поэтому хотелось бы уповать на то, что сбудутся слова великого русского философа П. Флоренского о том, что нигилизм, исчерпав себя, докажет свое ничтожество, вызовет ненависть к себе, и тогда сердца и умы с новой силой обратятся к русской идее, к идее России, к святой Руси. В этом случае, как говорил Н. М. Карамзин, появятся ориентиры в бурном море жизни, которые помогут не потерять себя и свое национальное достоинство в мировом океане.
Представление о собственной этнической принадлежности складываются у ребенка в течение 3-5 лет после рождения, что отражается в его личном отношении к миру, конкретной языковой и социокультурной действительности. Так, в исследованиях Ж. Таже, Э. К. Сусловой, О. Н. Юденко и др. было доказано, что дети до 5 лет имеют представления о себе и другие этнических группах, но такой компонент сознания, как дифференцированное отношение к себе и другим этническим группам, еще отсутствует.
Развитие основных содержательных компонентов национального самосознания ребенка выражается в обогащении представлений о своем этносе, в формировании соответствующих культурно-ценностных ориентаций и в построении на этой основе личностно-позитивных отношений с представителями своего и других этносов.
Поэтому этноподход в современном понимании – это психолого-педагогические условия, которые способствуют осознанию ребенком своего места среди людей, в природном и социокультурном пространстве, в процессе овладения культурными способами познания, переживания и преобразования себя и мира, характерными для этого этноса.
Дети становятся чувствительны к национальному фактору, - именно этим положением известного исследователя интернационального (поликультурного) воспитания детей Э. К. Сусловой обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения и толерантного поведения уже у детей дошкольного возраста.
Своевременное приобщение детей к народной культуре исключит опасность ассимиляции, когда человек как бы поглощается другой культурой, постепенно усваивает ее ценности, обычаи, язык, традиции и становится культурно неотличим от большинства.
Чтобы определить роль и место народной игры в аспекте социализации старших дошкольников, необходимо определить то, что является процессом социализации личности, какими средствами она обладает, чем отличается формирование личности от ее социализации, чем страшна неудачная социализация личности? Раскрытие этих вопросов помогут обозначить роль, и место народной игры в процессе социализации старших дошкольников.
Процесс социализации личности протекает на основе социальных контактов, взаимодействий личности с другими личностями, группами, организациями, институтами. В процессе этого взаимодействия срабатывают социальные механизмы имитации и идентификации, социального и индивидуального контроля, конформизма. На них накладывают свой отпечаток социальные, национальные, профессиональные, моральные, расовые различия людей.
Само слово «личность» (по-латыни) заимствованно римлянами у этрусков, и первоначально означало «роль» (маску актера). Римлянами оно употреблялось для обозначения общественной функции лица. Переход этого слова на обозначение личности в современном смысле отражает общественную практику, которая судит о личности по тому, как она выполняет свои общественные функции, как она справляется с ролью, возложенной на нее жизнью.
Личность и ее роль в жизни теснейшим образом связаны; и в игре через роли, которые ребенок на себя принимает, формируется и развивается его личность, он сам, идет процесс социализации.
В народной игре, через язык и игровые действия, ребенок приобщается к национальным ценностям русской народной культуры.
«Игра», «играть» в русском языке чрезвычайно многозначны. «Игра» употребляется в значении развлечения, в переносном значении чего-то необычного: «игра с огнем», играть какую-либо роль, притворяться – «играть в комедию». В общем, при всех различных толкованиях, основное и переносное значение этих слов не представляется достаточно ясным. Трудно установить какие виды деятельности и их признаки входили в первоначальное понятие этих слов.
Наиболее раннее описание детских игр в России принадлежит Е. А. Покровскому. Свою книгу, посвященную играм, он начинает так: «понятие об «игре» и «игровой деятельности» имеет некоторую разницу у разных народов. Так у древних греков слово «игра» означало собой действия, свойственные детям. У евреев слово «игра» соответствовало понятию шутки и веселья. Впоследствии на всех европейских языках словом «игра» стали обозначать обширный круг человеческих действий. Таким образом, в этот многообъемлющий круг стали входить все начинания от «детской игры в солдатики до высшего искусства скрипача».
Игры долгое время являлись инструментом воздействия на ход исторических событий в обществе и природе, посредником между людьми и божествами. Если серьезно-трагическое мировоззрение христиан не всегда гармонировало с игровым мироощущением, то в католических странах осуждение игры церковью было скорее номинальным. Более того, служители культа сами принимали участие в празднествах, карнавалах, народных играх.
Таким образом, многие игры объективно рождены религиозной культурой, культовыми традициями далекого прошлого и несут в себе культурные ценности многих поколений наших предков, проверенные временем. Это придает народным играм особую значимость в воспитание и образование детей старшего дошкольного возраста, когда формируются поведенческие реакции и стереотипы поведения, формируются ценностные ориентиры на фоне социализации ребенка.
В заключении можно сказать, что игра – это жизненно важный и необходимый элемент в развитии, как индивидуума, так и общества в целом.
Первая культура, которую создал человек, - это игровая культура, основанная на традициях труда, социальной деятельности. Ее создавали и потребляли дети и взрослые совместно в семьях и общественных объединениях.
Игра – реальная и вечная ценность культуры досуга, социальной практики людей в целом. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством, являясь их корреспондентом. В игровом мироощущении детей присутствуют истины конгениального характера, не менее важные, чем установочные взгляды на реальности мира. Народная игра учит детей философии осмысления сложностей, противоречий, трагедий жизни, учит, не уступая им, видеть светлое и радостное, подниматься над неурядицами, жить с пользой и празднично, «играючи». Искусство игры – важная часть жизненной стратегии людей, ощущающих уникальность и неповторимость жизни. Это придает народным играм особую значимость в воспитание и образование детей старшего дошкольного возраста, когда формируются поведенческие реакции и стереотипы поведения, формируются ценностные ориентиры на фоне социализации ребенка.
Список литературы
1. Айдашева Г. А. Русские обряды. Весна. – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2004. – 80 с.
2. Божевич Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. : Просвещение, 1968. – 145 с.
3. Ботякова О. а. Солнечный круг. Детский народный календарь: В помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений. – С-Пб. : «Детство – Пресс», 2004. – 122 с.
4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. – 1966. - № 6 – с. 8 - 15.
5. Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. – М., 1986. – 273 с.
6. Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры. – М. : Новая школа, 1994. – 165 с.
7. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М. : Знание, 1999. – 254 с.
8. Эпштейн Н. П., Игра в жизни и искусстве // Советская драматургия. – 1982. - № 2.
9. Детские подвижные игры народов СССР : Пособие для воспитателя дет. сада /Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. – М. : Просвещение, 1988. – 239 с.