Людмила Конюшевич
Речевые упражнения — одна из форм здоровьесберегающих технологий в детском саду.
▼ Скачать + Заказать документы
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Это вызвано целым рядом объективных причин. Слабое здоровье детей, недостаточная организация профилактики заболеваний, отсутствие положительного примера по соблюдению здорового образа жизни для детей со стороны взрослых. Поэтому основной задачей образовательной области «Здоровье» в рамках ФГОС ДО является укрепление физического и психического здоровья, воспитание культурно-гигиенических навыков и формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста.
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Учитывая тот факт, что выявляется большое количество детей с речевыми нарушениями, уделяем большое внимание работе с такими детьми. Обследование детей нашей группы показало, что у 90 % воспитанников кроме искажений звукопроизношения наблюдается и нарушение мелодико-интонационной, темпо-ритмической стороны речи. Сбивается дыхание при проговаривании слов, фраз, предложений, слабая сила голоса. Поэтому возникла необходимость организации работы над правильным речевым дыханием и голосоведением, т. е. укреплением дыхательной системы ребенка. Считаю, что положительных результатов можно достичь при выполнении речевых упражнений.
Определила цель своей деятельности в данном направлении. Это укрепление дыхательной системы детей дошкольного возраста посредством речевых упражнений.
Поставила перед собой следующие задачи:
1. Развивать у детей умение делать глубокий вдох и длительный плавный выдох;
2. Формировать умение произносить гласные с определенной силой и высотой;
3. Сочетать дыхательные упражнения с работой артикуляционного и голосового аппаратов;
4. Дифференцировать носовое и ротовое дыхание;
5. Формировать правильное направление воздушной струи.
Наметила этапы выполнения работы.
I Этап – подготовительный. Подбор комплексов дыхательных гимнастик и упражнений, физминуток, упражнений на развитие голоса, разработка дидактических игр и пособий, создание условий для сюжетно-ролевых игр.
Картотеки
II Этап – реализация поставленных задач.
Проведение физминуток, упражнений на релаксацию, упражнений на развитие голоса, музыкально-дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализация доступных сказок способствуют формированию силы и высоты голоса, длительности выдоха, тем самым укрепляют дыхательную систему детей.
Дыхательные упражнения в сочетании с голосовым и артикуляционным аппаратом «Часики», «Поясок».
Сюжетно-ролевая игра «Больница».
Театрализация сказки «Колобок».
Важным для здоровья ребенка является то, что он сам научится правильно, спокойно дышать, контролировать свой вдох и выдох, осуществляя их разными способами (плавно, толчкообразно). Правильное носовое дыхание, дифференциация носового и ротового дыхания способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает мозговое кровообращение и предохраняет от переохлаждения, а также является профилактикой заболеваний дыхательных путей.
Упражнение «Дышим носиком».
Следующей формой работы является формирование направленной воздушной струи. В результате упражнений и игр ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи. Этому способствует многообразие игр : «Султанчики», «Загони мяч в ворота», «Поддувалочки», «Фокусник», «Кораблик» и др.
Упражнение «Фокусник».
Упражнение «Ветряная мельница».
Упражнение «Султанчик».
Упражнение «Мы осенние листочки».
Мероприятия должны проводиться в системе, в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду.
Временной отрезок Содержание работы Положительное воздействие на организм ребенка
Утро Развитие глубокого вдоха и длительного плавного выдоха при выполнении комплексов дыхательных гимнастик: «Петушок», «Самолеты», «Паровоз» Расширяется грудная клетка, максимально вентилируются все участки легких
НОД Формирование умения произносить гласные с определенной силой, высотой при проведении физминуток, упражнений на релаксацию «Часики», «Шагают ножки», «Щука», «Надуй шарик». Расширяется грудная клетка, при движении тела происходит массаж внутренних органов, развивается сила голоса и длительность выдоха
Прогулка Дифференцирование носового и ротового дыхания: «Ветер дует», «Осенние листочки», «Накачаем колесо». Расширяется грудная клетка, при глубоком вдохе легкие обогаща-ются кислородом, при длительном плавном выдохе выдыхается углекислый газ.
Вечер Формирование направ-ленной воздушной струи: «Загони мяч в ворота», «Фокус-ник», «Поддувалочки», «Мыльные пузыри». Расширяется верхняя часть грудной клетки, осуществляется доставка в ткани организма кислорода и выведение из них углекислого газа, обновляется воздух в легких. Способствует развитию голосообра-зовательной и артикуля-ционной функциям.
При выполнении речевых упражнений для укрепления дыхательной системы ребенка необходимо соблюдать следующие правила.
- заниматься в проветриваемом помещении до еды;
- не делать слишком большой вдох;
- следить, чтобы ребенок при выполнении упражнений не напрягал шею, плечи;
- упражнения проводить под счет, плавно, медленно;
- сочетать речевые упражнения с работой артикуляционного и голосового аппаратов.
III Этап - результативно-итоговый. Анализ проделанной работы, подведение итогов.
Используя данную систему работы, разнообразие форм, методов и приемов, получила следующие результаты:
- речь детей стала плавной, улучшилось звукопроизношение;
- не сбивается дыхание при проговаривании слов, фраз, предложений;
- изменилась мелодико-интонационная и темпо-ритмическая сторона речи;
- активизировалась речь детей;
- снизилось число простудных заболеваний.
Таким образом, дошкольники усваивают в доступной им форме знания об основных вредных и полезных факторах, влияющих на дыхательную систему человека, узнают о мерах профилактики простудных заболеваний, закрепляют гигиенические правила по уходу за носом, знакомятся с правилами этикета. Тем самым получают знания, развивают умения и навыки бережного отношения к своему здоровью.