МААМ-картинки

Оздоровительная гимнастика после сна как одна из форм здоровьесберегающей работы в детском саду (2 фото)

Галина Желнина
Оздоровительная гимнастика после сна как одна из форм здоровьесберегающей работы в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. В данной статье описана организация оздоровительной гимнастики после дневного сна с детьми дошкольного возраста, представлен практический материал для использования в работе с детьми.

Сегодня проблема сохранения и укрепление здоровья дошкольников является актуальной и первостепенной задачей дошкольного учреждения, поскольку именно в детстве закладывается фундамент здоровья на все последующие годы. В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье детей - это важнейший труд педагогов. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Публикация «Оздоровительная гимнастика после сна как одна из форм здоровьесберегающей работы в детском саду» размещена в разделах

Система физкультурно-оздоровительной работы нашего детского сада включает в себя разные формы оздоровительной работы, одной из которых является оздоровительная гимнастика после сна. Основная её цель – обеспечить плавный переход организма ребенка от сна к бодрствованию, поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью воздушных ванн и физических упражнений, способствовать профилактике плоскостопия.

Комплекс гимнастики после сна включает в себя несколько элементов, имеющих определенную последовательность :

1. Упражнения в постелях;

2. Ходьба по массажным дорожкам;

3. Игровой массаж

4. Малоподвижная игра

5. Упражнения на дыхание.

Оздоровительные мероприятия после сна проводятся во всех возрастных группах. Их длительность её зависит от возраста детей и в среднем составляет 10 -15 минут.

Оздоровительная гимнастика после сна начинается с постепенного пробуждения детей под спокойную, тихую музыку, которую воспитатель включает в конце дневного сна. Музыка служит фоном на протяжении всех оздоровительных процедур и помогает детям плавно перейти от сна к бодрствованию.

Упражнения в кроватях начинают выполняться с теми детьми, кто проснулся. Остальные же воспитанники включаются в гимнастику постепенно, по мере пробуждения. Последовательность упражнений в кроватях имеет свои особенности: сначала выполняются упражнения на потягивание, что позволяет подготовить мышцы к более активным действиям, а затем выполняются более активные упражнения для рук, ног, туловища. Это могут быть энергичные поглаживания, растирания рук и лица; сгибание, разгибание рук и ног, махи, повороты головы и туловища, наклоны. Количество повторов и темп выполнения упражнений зависит от возраста детей и степени освоенности комплекса. В младшей группе одно упражнение повторяется 3-4 раза; в

средней – 4-5 раз; в старшей и подготовительной группе – 5-7 раз. Упражнения выполняются из разных исходных положений: лежа на спине, животе, стоя на четвереньках, сидя в кроватях. Воспитатель показывает (в младшем возрасте) и проговаривает каждое упражнение негромким спокойным голосом, чтобы дети, которые еще только просыпаются, спокойно присоединялись к уже проснувшимся. Приведем пример комплекса гимнастики в кроватях для детей старшей группы:

1 упражнение «Потягушки». Дети, лежа в кроватях, вытягивают одновременно руки и ноги в противоположные стороны в течении 5-6 секунд.

2. «Качели» И. п. - лёжа на спине, руки вдоль тела. Поднять голову и носки на себя, вытянуть руки вперёд, задержаться в этой позе на 5 счётов, вернуться в и. п. Повторить 5 раз.

3. «Уточка». И. п. - лёжа на животе, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности пальцев. Поднять голову и плечевой пояс, руки в «крылышках», задержаться в этом положении на пять секунд, вернуться в исходное положение. Повторить 5 раз.

4. «Стрелки». И. п. - лёжа на животе. Поднять правую ногу, затем левую, не отрывая таза от кровати.

5. «Спасатель». И. п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища. Руки развести в стороны - вдох, скрестить руки на груди-выдох.

Комплекс упражнений в кроватях обычно состоит из 5-6 упражнений на разные группы мышц. Такая «зарядка» проводятся ежедневно в течение одного месяца. Затем упражнения меняются.

После «гимнастики в кроватях» дети босиком идут по «тропе здоровья», которая представляет собой ящик с ячейками, в которых насыпаны природные материалы: гладкие камни, веточки деревьев, мелкие камушки, плоды фасоли. Благодаря чередованию тепла и холода при ходьбе по ним происходит закаливание организма. Далее воспитанники проходят коврики с нашитыми пуговицами, палочками, идут по ребристой доске. Главное требование к таким пособиям – это безопасность и гигиеничность, т. е. они должны быть выполнены из материалов, которые можно мыть, протирать, обрабатывать дезинфицирующими средствами. «Массажные дорожки» в группе размещаются таким образом, чтобы детям было удобно двигаться по ним друг за другом, не задерживаясь и не толкаясь. Ходьба по ним благотворно действует на весь организм, стимулирует активные точки стопы, способствует профилактике плоскостопия.

Игровой массаж дети выполняют друг другу, стоя в кругу. Он включает в себя: поглаживания головы, ушей, шеи, спины, массаж ладошек. Воспитатель, стоя с детьми в кругу, выполняет игровой массаж, комментируя и направляя действия детей: «Погладили двумя руками голову, потянули ушки (педагог и дети несильно тянут за мочки уха вниз, погладили шейку, погладили спинку соседу, нарисовали подарок на спине соседа (дети пальчиком «рисуют» воображаемый предмет на спине соседа, сказали на ушко, что подарили (шепчут на ухо соседу, что нарисовали). Затем воспитатель предлагает детям «повернуться в другую сторону» и «сделать массаж» другому «соседу». Каждый элемент игрового массажа повторяется 5-6 раз, без суеты, неторопливо. Выполнение педагогом массажа вместе с детьми в кругу подчеркивает значимость оздоровительного мероприятия и сближает педагога и детей в общей совместной деятельности. Затем дети и педагог поворачиваются в круг лицом и выполняют массаж ладошек, проговаривая такие слова:

Разотру ладошки сильно /прямые движениями ладошками друг об друга вперед – назад/

Каждый пальчик покручу

Поздороваюсь со всеми

Никого не обойду / массируют каждый пальчик сначала на левой, затем на правой руке (начиная с мизинца от ногтя)/

С ноготками поиграю,

Друг о друга их потру /Согнутыми пальцами быстро трут

ногтями одной руки о ногти другой/

Потом руки помачалю /Растираем руки от плеча к кисти, сначала одну потом другую /

Плечи мягко разомну /Поглаживание себя по плечам обеими руками/

Затем руки я помою /Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук/

Пальчик в пальчик я вложу /Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук /

На замочек их закрою

И тепло поберегу /Переплетённые пальцы закрываем в замок и подносим к груди/

Вытяну я пальчики

Пусть бегут как зайчики /Вытягиваем руки вперёд и шевелим пальцами/

Раз, два, раз, два

Вот и кончилась игра

Отдыхает детвора /Встряхиваем руками внизу/

Массаж активных точек головы, ушей, ладоней в игровой форме не только оказывает положительное влияние на организм ребенка, способствуя укреплению здоровья, но и позволяет в образной и увлекательной форме развивать речь детей, память, внимание, воображение, мелкую моторику рук.

Малоподвижная игра завершает оздоровительную гимнастику после сна. Здесь предпочтительно использовать уже знакомые детям подвижные игры, в которых нет резких движений, бега, прыжков и т. п. Хорошо использовать хороводные игры, например, игру «Ровным кругом» (Дети встают за руки и идут по кругу со словами) :

Ровным кругом, друг за другом

Мы идём за шагом шаг

Стой на месте,

Дружно вместе

Сделаем, как Арина покажет.

Игра повторяется 2-3 раза в зависимости от длительности её.

Дыхательные упражнения - обязательный элемент комплекса. Выполнение их укрепляет дыхательную систему, способствует профилактике заболеваний верхних дыхательных путей. В зависимости от комплекса мы включаем 1-2 дыхательных упражнения в конце или в середине гимнастики. При их выполнении важно следить за «правильным» вдохом и выдохом. Только в этом случае можно достичь «оздоровительного» эффекта. Дыхательными упражнениями можно закончить гимнастику, например упражнением «Капитан» : на вдохе дети подносят руки к глазам, имитируя бинокль, а выдохе говорят - «вот». Повторяем упражнение 3-4 раза.

После гимнастики дети переходят к водным процедурам, а в старшем дошкольном возрасте дети - к оздоровительному бегу в зале.

Структура комплекса подвижна и может варьироваться в зависимости от возраста детей. Например, в младшей группе игровой массаж спины, носа, ушей труден для освоения детьми. Поэтому, с малышами мы проводим только пальчиковую гимнастику в форме потешки или короткого стихотворения. С более старшими детьми игровой массаж усложняется и «массируются» носик, спина, лицо и другие активные точки.

Благодаря регулярной оздоровительной работе мы добились положительных результатов:

• низкая заболеваемость детей в группе. В 2011 – 2012 учебном году она составила 4,9 дней пропущенных одним ребенком по болезни.

• высокая посещаемость, которая в прошлом учебном году составила …%

• в группе нет часто болеющих детей в группе.

Таким образом, использование оздоровительной гимнастики после сна в комплексе с другими мероприятиями способствовало укреплению здоровья ребенка, снижению заболеваемости и овладению детьми практическими навыками самооздоровления.

Список литературы:

1. В. Т. Кудрявцев «Развивающая педагогика оздоровления».

2. Н. Н. Кильпио «80 игр для детского сада».

3. М. Ф. Литвинова «Русские народные подвижные игры».

4. М. Ю. Картушина «Зелёный огонёк здоровья».

Оздоровительная гимнастика после сна как одна из форм здоровьесберегающей работы в детском саду
Фото №1 В данной статье описана организация оздоровительной
Публикации по теме:

Буклет как одна из эффективных форм работы с родителями в детском саду В настоящее время большой интерес вызывают нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ. Одной из таких форм является наглядная пропаганда.

Доклад «Непосредственно-образовательная деятельность в бассейне как одна из форм оздоровительной работы в детском саду». 1. БАССЕЙН КАК ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА Плавание- одно из важнейших звеньев в воспитании ребёнка- содействует разностороннему физическому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оздоровительная гимнастика после сна как одна из форм здоровьесберегающей работы в детском саду
Опубликовано: 27 мая 2015 в 20:18
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Оздоровительная гимнастика после сна как одна из форм здоровьесберегающей работы в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Галина Желнина (УИ 347669) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД