Любовь Шокурова
Применение игровых технологий в детском саду.
▼ Скачать + Заказать документы
Кому не хочется иметь здорового, умного, успешного дошкольника, ученика, студента, сотрудника, начальника и так далее? Конечно, всем людям без исключения. Воспитателям нужно подготовить ребенка к школе. Учителям нужны успешно обучающиеся дети. В вузах хотят иметь успешно обучающихся студентов. Социуму нужны успешные друзья, коллеги, супруги. Родителям хочется иметь счастливых, во всех отношениях, детей. Для родителей самодостаточные дети – это хорошая старость. Как же сделать так, чтобы всем было хорошо?
Публикация «Применение игровых технологий в детском саду,» размещена в разделах
Я остановлюсь на детях-дошколятах, поскольку много лет работаю в детском саду воспитателем. От того, как пройдет детство, как будет расти и развиваться человечек, зависит его жизнь и судьба, а, в конечном счете, состояние нашего общества.
Так опыт, интенсивно развивающийся прогресс и потребность общества привели меня к применению в своей работе инновационных технологий. Не могу не согласиться со словами Адольфа Дистерверга: «Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».
Для детей-дошкольников ведущей деятельностью является игра. Так, вместе с детьми, я погрузилась в мир игровых технологий.
Несколько лет назад я заинтересовалась технологией ТРИЗ. Это то, про что говорят: «Хорошо забытое старое». Технология «Теория решения изобретательских задач» разработана писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Смысл ее –развитие творческих способностей ребенка. Не нарушая игрового процесса и не теряя интереса к занятиям для дошкольников, ребенок развивается интеллектуально, познает новое и адаптируется ко многим ситуациям, которые могут встретиться ему в будущей взрослой жизни. Целью ТРИЗ-педагогики является формирование у ребенка сильного логического мышления, развитие полноценных творческих личностей и, конечно же, подготовка дошкольника к решению различных сложных проблем, которые могут встретиться ему в будущем. С детьми я использовала кольца Луллия, Эвроритм, загадывание и составление загадок по таблицам и множество разных игр на разные тематики. К играм не нужно большой подготовки и играть можно везде, где можно говорить. Эти игры я применяю в своей работе и в настоящее время. Детям они очень нравятся. Играют в детском саду со мной, дома с родителями. Старшие дети с большим удовольствием играют самостоятельно. Освоив технологию ТРИЗ, решила шире использовать другой игровой материал. Так стала работать с развивающими кубиками Никитина «Сложи узор».
Развивающая игра «Сложи узор» состоит из шестнадцати ярких кубиков, с гранями красного, белого, желтого и синего цветов, окрашенных определенным образом. Такие кубики позволяют составить 1, 2, 3 и 4-х цветные узоры со всевозможными вариантами. К кубикам прилагаются альбомы. В них предлагаются различные возможности использования кубиков «Сложи узор» для достижения самых разных целей. В альбомах даны изображения, сделанные из кубиков с различными узорами, картинками. Это разные предметы, одушевленные и неодушевленные, самых разных форм и размеров: высокие, низкие, длинные, короткие, большие и маленькие, широкие и узкие. Из кубиков можно выложить даже буквы и цифры. То есть их можно использовать в режимных моментах или на занятиях, как индивидуально, так и в групповой деятельности. В игре с кубиками «Сложи узор» у детей развивается пространственное воображение, внимание, графические способности, мелкая моторика рук, а так же умение комбинировать, анализ, синтез. В процессе игры дети тренируют навыки счета, конструктивные способности, учатся ориентироваться в пространстве и во времени, развивают внимание, логическое мышление, воображение, память, мелкую моторику и речь. Задания можно придумать самые разнообразные. Работать с кубиками можно с детьми любого возраста.
Я продолжала в своей работе использовать технологию ТРИЗ и начала работу с кубиками «Сложи узор» с детьми в средней группе. Своей яркостью кубики привлекли внимание детей. Дети просто сначала выкладывали башни, дорожки, гаражи, лабиринты. Свои постройки использовали в последующей игре с машинками, мелкими игрушками. Желательно иметь набор на каждого ребенка. Кто-то из детей еще не умеет договариваться, кто-то не хочет делиться. А вот если объединиться, то работа будет больше, сюжет интересней. Кубики легко складывать обратно в коробочку, можно выложить при этом узор. «Открываешь и сюрприз!» - так говорят малыши.
На протяжении многих лет в своей работе я особое внимание уделяю развитию речи детей. Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Не возможно не согласиться, что без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Всегда уделяли много внимания культуре речи человека. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, воспитании, интеллекте. «Каков человек, такова и его речь», - это очень давно сказано Сократом. Как это актуально и до сегодняшнего дня.
Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, практически, всю жизнь. Для ребёнка овладение речью - это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют люди, окружающие малыша: педагоги и родители. Развивать речь у дошкольника - это учить его разговаривать. Но как возникает и из чего складывается способность говорить - в этом-то и вся сложность. Говорить - это значит владеть определенным запасом слов, пользоваться ими, высказываться, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих и т. д.
Я не логопед, который является узким специалистом в этом направлении. Но в развитии связной речи, грамматике, лексике я помогаю детям. Они должны узнать, как могуч и велик наш язык. К школе важно начать развивать чувство языка, учить видеть его красоту, его богатство.
К сожалению, с развитием прогресса, технологий, речь детей не становиться лучше. А так приятно слышать и слушать красиво и правильно говорящих людей.
Совмещая игровые технологии, ТРИЗ и развивающие кубики «Сложи узор», не сложно заинтересовать детей любого возраста. Можно использовать этот материал широко. Казалось бы, проще использовать кубики в математике, не могу не согласиться. Но я нашла еще им и применение при формировании и обучению речи детишек.
Работая с развивающими кубиками и по ТРИЗ технологии, при составлении планирования можно брать за основу праздники и сезонные изменения. К примеру, составляя любой узор по образцу, мы обыгрываем его: составляем загадки или рассказ- путешествие. Отчего же не сходить на рыбалку, используя ТРИЗ-игру «Я пойду, и возьму». Здесь дети предлагают, догадываются, узнают, что с собой можно взять и для чего. Используя кубики выложить лодку, одну или несколько рыб. Обязательно показать речных или морских рыб, познакомить с названиями. Порассуждать, отчего так называют ту или иную рыбу, обитателя водоема. Дети большие выдумщики, можно сочинить сказку, подобрать рифму о выложенном изображении. Используя всем известную игру «Хорошо-плохо», узнать и про это. Можно и выложить для мамы подарок и научиться дарить его. Хочешь сохранить изображение надолго, можно сфотографировать, срисовать, используя листы в клетку. С детьми можно прочитать стихотворение о флаге, выложить его из кубиков и посмотреть презентацию «Где мы видим флаг России». Дети любят просто выкладывать сами разные узоры, и думаем вместе, на что это похоже. Согласитесь, не сложно, но зато как полезно и увлекательно.
Регулярные игры-занятия незаметно воспитают такие важные качества личности ребенка как усидчивость, самостоятельность, научат ребенка мыслить творчески, правильно выражать свои мысли, слушать других.