Ирина Павлова
Речевые нарушения у детей с расстройствами аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Речевые нарушения у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляют собой сложную и многогранную проблему, требующую глубокого знания особенностей и механизмов развития речи у таких детей. Они могут проявляться в различных формах, каждая из которых имеет свои характерные черты.
Основные проявления речевых нарушений
1. Мутизм — это отсутствие речи, когда ребенок не использует ее как средство общения.
2. Эхолалии — повторение слов и фраз, сказанных другими людьми. Эти повторения могут быть как немедленными, так и возникать спустя некоторое время.
3. Штампы и фразы — наличие большого количества слов-штампов может создавать иллюзию хорошо развитой речи, хотя на самом деле она может быть ограниченной.
4. Отсутствие обращений — дети не используют обращения в речи, что приводит к трудностям в диалоге, несмотря на возможное развитие монологической речи.
5. Автономность речи — это искажения слов и фраз, которые ребенок повторяет за окружающими (например, "мамакаоны" вместо "макароны").
6. Позднее появление местоимений — особенно касается местоимения "я", а также их неправильное использование.
7. Неологизмы — создание новых слов или значений, которые не существуют в языке.
8. Нарушения грамматического строя речи — дети могут испытывать трудности с построением предложений.
9. Нарушения звукопроизношения — затруднения в правильном произношении звуков.
10. Нарушения просодических компонентов речи — это может проявляться в монотонности речи, неправильном темпе и паузах.
Эти проявления нарушают коммуникативную функцию речи и затрудняют речевое общение. Речь детей с аутизмом существенно отличается от речи детей с умеренной умственной отсталостью, так как последние используют ограниченный словарный запас, в то время как дети с РАС могут неправильно использовать интонацию и синтаксис, и не понимать сложных лексико-грамматических конструкций.
В настоящее время выделяют четыре основных варианта речевого развития у детей с РАС:
1. Первый вариант характеризуется ранним развитием речи — появлением первых слов в 8-10 месяцев, за которым следует регресс в возрасте двух-двух с половиной лет, когда внешняя речь может быть утрачена.
2. Второй вариант связан с поздним становлением речи. Первые слова могут появиться с 14 месяцев до трех лет, с медленным накоплением словарного запаса и затруднениями в формировании фразовой речи.
3. Третий вариант предполагает появление первых слов до года, быстрое накопление словарного запаса, но трудности в овладении фразовой речью со стереотипичностью.
4. Четвертый вариант демонстрирует приближенность раннего речевого развития к норме, после чего речь может приостановиться до 5-6 лет с характерным регрессом фразовой речи.
Причины речевых нарушений.
Нарушение речи у детей с аутизмом может быть следствием вербальной слуховой агнозии, когда дети не могут различать звуки в быстрой речи, а также не способны выделить нужные звуки из фонового шума. Это усложняет их способность распознавать начало новых слов и их значения.
Учитывая многообразие речевых нарушений у детей с РАС, важно подходить к каждому ребенку индивидуально и разрабатывать адаптированные программы коррекции и развития речи. Помощь специалистов, таких как психиатры, дефектологи, логопеды и психологи, может значительно улучшить коммуникацию и качество жизни этих детей.