Яшина Екатерина Андреевна
Речевые игры со звуками для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1. Игра «Вагончики».
Цель. Упражнять в выделении гласного звука в середине слова.
Оборудование. Поезд с двумя вагончиками, в каждом вагончике по 3 кармашка. На кармашках написаны буквы А, У, О, И, Ы, Э. Картинки: мак, рак, лук, дуб, сом, дом, кит, рис, бык, сыр, мэр, сэр.
Проведение игры.
[/i]Педагог показывает детям картинку с поездом и говорит, что в этом поезде едут слова, в середине которых есть гласные звуки А, У, О, И, Ы, Э. У каждого гласного есть свое окошко в вагончике.
Гласных звуков 6 всего.
Три вначале: А, У, О.
И еще есть три в конце.
Называем: И, Ы, Э.
Публикация «Речевые игры со звуками для дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Дети по очереди должны брать картинку и помещать ее в нужное окошко.
2. Игра «Последнее окошко».
Цель. Упражнять в выделении гласного звука в конце слова.
Оборудование. Картинка автобуса с нарисованными окошками. Вместо последнего окошка – кармашек. Буквы: А, О, У, И, Ы. Картинки: сова, трава, колесо, пальто, сидящий ребенок, пишущий ребенок, очки, туфли, цветы, конфеты.
Проведение игры.
Педагог показывает детям картинку с автобусом и говорит, что в конце автобуса находится последняя буква слова. Показывает картинку совы. Произносит это слово, выделяя звук «а» в конце слова. Одновременно проводит пальцем по окошкам, останавливается в конце автобуса. Говорит:
Вот последнее окошко,
Мы подумаем немножко,
Что за буква здесь стоит,
Из окошечка глядит.
Педагог вместе с детьми определяют, что последняя буква в слове «сова» - «а». вставляют эту букву в последнее окошко.
Педагог показывает и называет слова: «трава», «колесо», «пальто», «сижу», «пишу», «очки», «туфли», «цветы», «конфеты».
Дети поочередно ставят нужную букву в последнее окошко.
3. Игра «Сколько гласных в слове».
Цель. Упражнять в выделении всех гласных звуков в слове.
Оборудование. Картинки: вазы, роза, лиса, утка, совы, балкон, бабушка, малина, курица.
Проведение игры.
Педагог говорит детям, что в слове может быть один гласный звук, например: «бок», «сам», «дым»; а может быть два гласных звука, например: «вазы». Педагог протяжно произносит это слово, выделяя гласные «а», «ы». Затем спрашивает детей, какие гласные звуки они услышали.
Сколько гласных звуков в слове,
Вы назвать мне их готовы?
Аналогично проводится работа с другими словами.
4. Игра «Три домика».
Цель: упражнять в делении слов на слоги и определении количества слогов в слове.
Оборудование: рисунки трех домиков (в первом домике 1 окошко, во втором – 2 окошка, в третьем – 3 окошка, маленькие картинки: волк, бык, слон, кошка, лиса, лошадь, собака, корова, бурундук.
Проведение игры.
Педагог объясняет детям, что в этих домиках поселились разные животные;
если в названии животного 1 слог, он живет в первом домике; если в названии животного 2 слога, он живет во втором домике; если в названии животного 3 слога, он живет в третьем домике.
Вот три домика у нас,
Мы подумаем сейчас:
Поселился кто же там.
Называем по слогам.
Дети по очереди называют животных и «селят» в разные домики.
5. Игра «Мяч лови».
Цель. Упражнять в делении слов на слоги и определении последовательности слогов в слове.
Оборудование: мяч.
Проведение игры.
Педагог просит послушать слово и определить, какой слог в слове первый, второй или третий.
Слушай слово, мяч лови,
Первый слог нам назови.
Слушай слово, мяч лови,
Слог второй нам назови.
Слушай слово, мяч лови,
Третий слог нам назови.
Педагог произносит разные слова и говорит одно из заданий. Дети поочередно выполняют задания.
6. Игра «Собери корзинки».
Цель. Познакомить с понятием «согласный звук». Учить различать гласные и согласные звуки.
Оборудование. Две корзинки с кармашками. Картинки грибочков.
Проведение игры. Педагог объясняет детям, что кроме гласных звуков в русском языке есть согласные звуки. Называет некоторые из них. Затем добавляет, что при произнесении гласных звуков выдыхаемый воздух проходит свободно, а при произнесении согласных звуков выдыхаемый воздух встречает на своем пути различные препятствия: язык, губы, зубы.
Гласному легко живется:
Голосок свободно льется.
У согласного в пути
Много кочек впереди:
Губы, зубы и язык.
Он к препятствиям привык.
Затем предлагает детям брать по очереди грибочек и слушать звук. Если педагог произносит гласный звук, ребенок повторяет звук и кладет грибочек в первую корзинку, если согласный – во вторую.
7. Игра «Выбери картинки».
Задача: научить детей выбирать картинку со словом, которое начинается на заданный звук, расширить их словарный запас, развить зрительное внимание.
Оборудование: предметные картинки со словами, начинающимися на заданный звук, несколько картинок, начинающихся на другие звуки.
Описание. Взрослый раскладывает картинки на столе, дает инструкцию ребенку, что он должен выбрать те картинки, на которых изображены слова на определенный звук, например звук [к]. Затем взрослый четко называет все картинки, а ребенок выбирает из них подходящие (кот, пони, муха, конь, кофта, танк, кубик, конфета, нос, паук, мак, кукла и т. д.)
8. Игра «Разложи на кучки».
Задача: научить детей выделять начальный звук в слове.
Оборудование: предметные картинки со словами, начинающимися на разные звуки, по несколько картинок на каждый из них.
Описание. Взрослый раскладывает картинки на столе, называет их, затем дает инструкцию ребенку, что он должен объединить картинки в несколько кучек по начальному звуку.
Например:
[Л] - луна, лодка, лошадь, лампа и т. д. [А] - автобус, ананас, арбуз, альбом и т. д. [У] - утка, удочка, улей, улитка, утюг и т. д. [М] - мак, муха, малина, машина, мост и т. д. [К] - кот, конь, кубик, кофта, кукла и т. д. [Н] - нос, нога, ножик, ножницы, носорог и т. д. [И] - ива, индюк, иголка, игрушки, иволга и т. д.
9. Игра «Звуковое лото».
Задача: тренировать детей в определении местоположения заданного звука в слове: в начале, середине или конце.
Оборудование; полоски, разделенные на 3 части, обозначающие начало, середину и конец слова; предметные картинки со словами на определенные звуки: гласные и глухие согласные - начало, середина, конец; звук [ы] - середина, конец слова; звонкие согласные - начало и середина слова.
Описание. Ребенок рассматривает и называет картинку с заданным звуком, затем кладет ее на первый, второй или третий квадратик в полоске в зависимости от его местоположения в этом слове. Начало слова - когда все остальные звуки идут после заданного звука, середина слова - другие звуки стоят до и после заданного, конец слова - остальные звуки стоят перед заданным звуком. Например, ребенку даны картинки со звуком [м]. На полоске они располагаются в квадраты в следующей последовательности: мак - сумка - дом.
10. Игра «Назови гласные».
Задача: тренировать детей в выделении из слова гласных звуков.
Описание. Взрослый произносит слова по слогам, выделяя и протягивая гласные. Затем произносит только гласные в той последовательности, как они стояли в слове.
Например, ры-ба - ы-а; ба-ра-бан - а-а-а; кош-ка -о-а; мя-чик - я-и и т. д. Далее ребенок пробует самостоятельно протянуть гласные в слогах и назвать их по порядку.
При необходимости взрослый помогает ему в правильном делении слов на слоги. Сначала для игры подбираются двусложные слова с прямыми слогами, в которых гласные звуки не изменяются в зависимости от ударения или орфографического правила, т. е. слова пишутся и произносятся одинаково (исключаются слова типа оса, дорога, шина, лето, затем одно- и трехсложные слова и содержащие стечение согласных.
11. Игра «В каком королевстве живёт звук?».
Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать детей к звуковому анализу слова.
Материал: рисунки с изображением королевы Гласной в красном одеянии и двух королей: старшего — в синей и младшего — в зелёной одежде; картинки с изображением разных предметов.
Ход игры. Ведущий говорит детям, что им необходимо разложить картинки с предметами по королевствам. Для этого нужно определить первый звук в слове. Если этот звук можно пропеть и он тянется, то картинку нужно отнести к королеве Гласной, если звук нельзя пропеть и он звучит твёрдо — к старшему Согласному в синей одежде; если звук звучит мягко — к младшему Согласному в зелёной одежде. Дети берут картинку, определяют первый звук в слове и относят к соответствующему герою.
12. Игра «Радио».
Цель: упражнять детей в нахождении недостающих букв в слове; развивать мыслительные операции, речь; упражнять в звуковом анализе слова.
Материал: карточки с картинками, где пропущена одна буква, микрофон.
Ход игры. Некоторым детям предлагаются карточки со словами ЖУК, СЫР, КОТ и др., в каждой из которых пропущена одна буква, а другим детям — эти пропущенные буквы. Они должны определить, какой буквы не хватает, и дать объявление по радио. Ведущий показывает пример, берёт микрофон и говорит: «В слове ЖУК потерялась вторая буква У. Она обозначает гласный звук [у]».