Рыбина Светлана
Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
«Подбери словечко»
У детей по одной звездочке и педагог просит подобрать к слову «звезда» родственное слово. Если дети затрудняются, допускаются наводящие фразы:
человек, который считает звезды- звездочет,
Космический корабль летящий к звездам- звездолет,
Скопление звезд на небе- созвездие,
Момент, когда звезды «падают»- звездопад,
Небо, на котором много звезд?- звездное,
небо на котором нет звезд?- беззвездное
Бывает большая звезда, а бывает маленькая - звездочка.
«Помоги Лунтику собрать звезды»
Публикация «Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста „Космос“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Игры, дидактические пособия на космическую тему
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Учить детей образовывать цепочку однокоренных слов.
Ход: Детям к предложенной картинке подбирают цепочку однокоренных слов. За каждое слово они получают звезду. Выигрывает тот, кто соберет больше звезд.
Космос- космонавт, комический, космонавтика, космодром.
Луна- лунный, Лунтик, луноход, лунатики…
Марс- марсиане, марсоход,.
Планета- инопланетяне, инопланетный, планетарий.
Солнце- солнышко, солнечный, солнцеворот
Метеорит- метеоритный, метеор
Звезда- звездный, звездочка, звездочет, звездолет
Материал: картинки с изображением предметов по теме, разноцветные звезды.
«Что пропало с карты солнечной системы?»
Цель: Учить детей употреблять категории родительного падежа единственного и множественного числа. Обогащать словарь.
Ход: Детям предлагается игровая ситуация- злые инопланетяне с другой галактики прислали карту солнечной системы, чтобы сбить с курса наши ракеты. Детям необходимо назвать каких предметов не хватает, и восстановить карту, помочь ракетам долететь до земли.
Материал: карта солнечной системы, картинки с изображением планет, спутников, комет, метеоритов…
«Объяснялки»
Цель: Учить детей образовывать сложные слова. Формировать умение строить простые и сложные предложения. Развивать объяснительную речь.
Ход: Детям предлагают угадать, образовать как называется слово из предложенных слов.
Ходит по луне- луноход
Ходит по марсу –марсоход
Аэродром для космических кораблей- космодром
Человек, который считает звезды –звездочет
Машина, летящая к звездам- звездолет
«Космическое путешествие»
Цель: Учить детей образовывать глаголы с приставками (в, на, под, у, за, пере)
Ход: Детям предлагается отправиться в космическое путешествие на ракете., рассказывая, что делает его ракета, что встречает на пути, как преодолевает препятствия. За правильный ответ дети получают звезду
Материал: макет солнечной системы, ракеты.
«Помоги марсианам сосчитать»
Цель: Закреплять порядковый счет в пределах 10. Учить детей образованию порядковых числительных. Упражнять в согласовании слов в предложении.
Ход: Детям предлагается разложить планеты на карте солнечной системы по своим местам, и определить, сколько их, какая по счету та или иная планета? В каком порядке отправятся в космос летательные аппараты? (ракета –первая, спутник- второй.)
«Помоги астроному найти одинаковые предметы»
Цель: Учить детей сравнивать предметы, находить сходства, различия. Учить выражать в речи результаты сравнения. Упражнять в употреблении предложений с союзом –а-.
Ход: Вниманию детей предлагается карта звездного неба, галактики. Дети должны найти два одинаковых предмета, рассказать, чем они похожи, чем отличаются другие предметы (планеты, созвездия, космические корабли, спутники)
«Самая-самая…»Дети берут по одной звездочке и по очереди подбирают эпитеты. (Моя звездочка самая… яркая, блестящая, маленькая, светлая, далекая и т. д.)
«Много звезд на небе»
Дети берут по одной звездочке и составляют предложение по образцу педагога, распространяя его своим эпитетом. (У меня одна яркая звезда, а на небе много ярких звезд.)
«Скажи наоборот» :
Взлетать – приземляться.
Ярко –.
Прилететь –.
Далеко –.
Высоко –.
Темно –.
«Что не так?»
Земля – спутник Луны.
Скафандр – это зимняя одежда.
Подбери парное слово
Самолет – летчик, ракета –. (космонавт).
Вверх – взлет, вниз –. (посадка).
Самолет – аэродром, космический корабль –. (космодром).
Продолжи предложение
В Солнечной системе есть планеты: Земля, Луна,.
Что общего и чем отличаются друг от друга?
Земля и Марс.
Космонавт и летчик.
Космический корабль и самолет.
Измени по образцу
Солнце – солнечный.
Космос –.
Спутник –.
Земля –.
Звезда –.
Луна –.
Орбита –.
Хитрые вопросы
Чего больше – космических кораблей или кораблей?
Что тяжелее – космонавт в скафандре или скафандр?
Куда лететь дальше – с Земли на Луну или с Луны на Землю?
Пальчиковая гимнастика «Космонавт». (Развитие мелкой моторики)
В тёмном небе звёзды светят, (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Космонавт летит в ракете. (Потираем ладонь о ладонь.)
День летит и ночь летит. (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
И на землю вниз глядит. (Имитируем бинокль.)
Видит сверху он поля, (Разводим руки в стороны ладонями вниз.)
Горы, реки и моря. (Руки поднимаем вверх, показывая высоту гор. Ладони соединяем и выполняем волнообразные движения, имитируем реку. Разводим руки в стороны ладонями вверх.)
Видит он весь шар земной, (Соединяем руки над головой.)
Шар земной – наш дом родной. (Попеременно пожимаем руки.)
Физкультминутка «Космонавт» (Развитие общей моторики)
Я хочу стать космонавтом, (поднять руки вверх)
Надеваю я скафандр, (присесть и постепенно вставать)
Полечу я на ракете (соединить руки над головой)
И открою все планеты! (обвести руками большой круг)
Астрономическая считалка
«Лунный звездочет» А. Усачева:
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий – раз, Венера – два,
Три – Земля, четыре – Марс.
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун,
А девятым был Плутон,
Кто не верит - выйди вон.
В оригинале последние две строчки были такими:
Девять – дальше всех – Плутон.
Кто не видит – выйди вон.
Учтем, что 24 августа 2006 года Плутон перестал считаться обычной планетой Солнечной системы и перешёл в разряд карликовых планет.