Заркуа Алена
Речевые игры по теме «Школа. Школьные принадлежности»
▼ Скачать
Дидактические игры и упражнения
«Назови ласково»
Рюкзак – рюкзачок тетрадь – тетрадочка
альбом – альбомчик карандаш – карандашик
пенал – пенальчик дневник – дневничок
линейка – линеечка перемена – переменка и т. д.
«Один – много»
Ручка – ручки учебник – учебники
портфель – портфели карандаш – карандаши
фломастер – фломастеры тетрадь – тетради и т. д.
«Посчитай»
Одна школа – две школы – пять школ.
Один пенал – два пенала – пять пеналов.
Публикация «Речевые игры по теме „Школа, Школьные принадлежности“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные принадлежности
- Темочки
Карандаш, линейка, тетрадь, учебник, циркуль, кисточка ….
«Ответь, чем?»
Рисуют (чем) … карандашами.
Пишут (чем) … ручкой.
Клеят (чем) … кисточкой.
Показывают (чем) … указкой.
Режут (чем) … ножницами.
«Наоборот»
Тупой – острый длинный – короткий толстый – тонкий
Умный, высокий, весёлый, лёгкий, близко, быстро…
«Подбери признак»
Карандаш (какой) – … длинный, толстый, деревянный, острый…. Портфель – … кожаный, вместительный, яркий, большой ….
«Закончи предложение»
Ручка из пластмассы, значит, она … пластмассовая.
Тетрадь из бумаги, значит, она … бумажная.
Ранец из кожи, значит, он … кожаный.
Папка из картона, значит, она … картонная.
Карандаш из дерева, значит, он … деревянный.
Ластик из резины, значит, он … резиновый …
«Зачем нужен предмет?»
Портфель нужен для того, чтобы ….
Ручка нужна для того, чтобы ….
Тетрадь, карандаши, учебник, пенал, альбом ….
«Нелепицы»
1. Кисточка рисовала Лену. (Лена рисовала кисточкой.)
2. Учебник учиться по Васе. (Вася учиться по учебнику.)
3. Пенал положил Вову в портфель. (Вова положил пенал в портфель.)
4. Ручка написала письмо Тане. (Таня ручкой написала письмо.)
5. Азбука читает Олю. (Оля читает азбуку.)
«Лишнее слово»
Карандаш, ручка, указка, фломастеры.
Пила, отвертка, молоток, пенал.
Диван, кресло, табуретка, парта.
Карандаш, молоток, ручка, кисточка.
Мячик, резинка, пенал, линейка.
«Растеряшка»
Все ребята достали учебники, а у нее нет (чего… (учебников)
Дети открывают тетради, а у Растеряшки нет (чего… (тетрадей)
У всех в пенале ручка, а у нее нет (чего… (ручки)
Дети достают карандаши, а у нее нет (чего… (карандашей) и т. д.
«Как?»
Воспитатель предлагает детям закончить предложения, ответив на вопрос «как?»
Мальчик —хороший ученик, он учится (как). (хорошо).
Внимательная девочка всегда слушает (как). (внимательно).
Старательные ученики всегда делают уроки (как). (старательно).
Прилежные ребята учатся (как). (прилежно).
Тот, кто получает отличные отметки, учится (как). (отлично).
«Исправь ошибку»
У меня есть портфеля.
У меня нет тетрадка.
Я забыл дома линейкой.
Я пишу ручки.
Я рисую в альбом.
«Измени слово» (Образование существительных женского рода) :
умник — умница ученик — ученица
учитель — учительница отличник — отличница
двоечник — двоечница троечник — троечница
хорошист — хорошистка скромник — скромница
первоклассник — первоклассница проказник — проказница
школьник — школьница озорник — озорница.
Дидактическая игра «Кто работает в школе?».
Цели: систематизировать и расширить представления детей о школе; познакомить с профессиями людей, работающих в школе; пробуждать позитивное отношение детей к сотрудникам школы.
1-й вариант. Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии о школе, назвать профессии людей, работающих в школе. Уточнить признаки, по которым дети узнали профессию человека.
2-й вариант. Участник игры получает набор карточек. Из них ребенок выбирает те, на которых изображены предметы, соответствующие профессиям сотрудников школы.
3-й вариант. Ребенок выбирает карточку с изображением профессии, не показывая ее детям. Рассказывает об особенностях профессии. Сверстники называют профессию по описанию.
• Дидактическая игра «Школьные принадлежности».
Цели: дать представление о школе, школьных принадлежностях и оборудовании; продолжать упражнять детей в развитии навыков классификации школьных принадлежностей, умении их называть; развивать память, внимание.
1-й вариант. У детей игровое поле с изображением учителя и ученика. Ведущий показывает игрокам карточки-картинки
с изображением школьных принадлежностей. Игрок берет карточку и закрывает ею часть игрового поля. Выигрывает тот, кто быстро и правильно закроет игровое поле.
2-й вариант. Игра аналогична 1-му варианту. Ведущий читает загадки, а дети отгадывают, о каком предмете идет речь. Если ответ правильный, забирают карточку у ведущего и выкладывают ее на игровое поле. Выигрывает тот, кто первым заполнит игровое поле.
• Дидактическая игра «Мой путь в школу».
Цель : закрепить у детей умение ориентироваться в пространстве; содействовать формированию знаний детей о правилах дорожного движения; вызвать желание самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
1-й вариант. Дорога в школу непроста и полна неожиданностей. Избежать опасности сможет лишь тот, кто хорошо знает правила дорожного движения. Покажите с помощью фишки и простого карандаша свой путь к школе. Опасные участки (переход улицы) пометьте красными кружками. Вспомните и назовите правила перехода улицы.
2-й вариант. Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть план-схему и, используя зеленые и красные кружки, показать дорогу в школу. Красные кружки обозначают опасные участки, а зеленые – безопасные участки дороги.
• Дидактическая игра «Откуда ручка пришла?»
Цель: познакомить детей с историей возникновения шариковой ручки.
1-й вариант. Воспитатель раскладывает на столе все карточки с картинками и предлагает группе детей выбрать и расположить предметы в порядке их появления в школе. Дети, правильно расположившие ряд, рассказывают о предметах и получают фишку.
2-й вариант. На столе картинки с изображением предметов. Воспитатель описывает один из них. Ребенок, первым отгадавший предмет, получает фишку. Выигрывает участник, набравший наибольшее число фишек. Ведущим может быть и ребенок.
3-й вариант. Ведущий предлагает рассмотреть ряд предметов «Как появилась ручка» и найти:
1. Ошибки в ряду предметов.
2. Недостающий предмет.
3. Закончить ряд предметов.
• Дидактическая игра «Школьные чувства».
Цели: дать понимание того, что люди испытывают разные эмоциональные и физические состояния; учить различать, называть эмоции человека, изображать их; напомнить правила поведения в школе.
1-й вариант. Ведущий показывает детям картинки с изображением эмоций (радости, страха, гнева, обиды). Детям необходимо придумать возможные ситуации в школе, в которых ученик может испытывать подобные эмоции.
2-й вариант. Воспитатель описывает различные ситуации из школьной жизни, которые могут происходить с детьми. Предлагает показать мимикой, жестами вызываемые чувства, эмоции.
• Дидактическая игра «Собери портфель».
Цели: обобщить знания детей о школе; вызвать интерес к школе, пробуждать позитивное отношение к обучению в школе; воспитывать собранность и аккуратность.
1-й вариант. Из набора карточек ребенок самостоятельно выбирает те предметы, которые необходимы для обучения в школе.
2-й вариант. В игре участвуют два игрока. Один ребенок рассказывает о предмете, изображенном на карточке, другой должен узнать и назвать этот предмет, после чего кладет его в портфель.
3-й вариант. Воспитатель предлагает рассмотреть предметы, находящиеся в портфеле, и оставить только те, которые нужны в школе.
• Дидактическая игра «Путешествие в школу».
Цели : пробуждать позитивное отношение к обучению в школе; продолжать развивать навыки игры в команде : отвечать на вопросы кратко; действовать по очереди и уметь ждать, не нарушая общего хода игры; помогать товарищу при затруднении.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас в путешествие по школе. Она мне хорошо знакома. Я хочу вас познакомить со школьными кабинетами и с тем, чем занимаются в школе ученики. Ходить по школе мы будем по плану. Вы знаете, что это такое?
Воспитатель. Какие кабинеты и комнаты вы узнали на плане?
Дети. Это столовая, потому что круги на плане обозначают столы и стулья. А это музыкальный зал, там нарисован рояль. Это класс, в нем много парт.
Воспитатель. В школе есть разные кабинеты-классы. В каждом кабинете вас ждут интересные задания. Отправляемся путешествовать по школе. Вы будете бросать кубик и передвигаться по волшебной дорожке. Внимание! Зеленые кружки обозначают, что нужно двигаться вперед, желтые – это физкультурные переменки, а красные – угощения в столовой.
Дети по очереди бросают кубик и передвигаются по плану. Выигрывает тот, кто первым пройдет по всей школе.
Воспитатель предлагает изменить правила. Сообщает, что путешествие по школе будет проходить по кабинетам.
Дойдя до кабинета медицинского работника, дети включаются в игру «Витамины – это жизнь». Они перечисляют продукты, в которых есть витамины А, В, С, Д, Е, и рассказывают, как эти витамины влияют на жизнедеятельность организма.
Остановившись рядом с классной комнатой, малыши отгадывают ребус:
Подойдя к столовой, дети произносят пословицу о пользе здорового питания.
У кабинета музыки дети исполняют песню о школе; у кабинета математики педагог предлагает решить задачу; у кабинета литературы называют сказки известных писателей и поэтов: А. С. Пушкина; К. И. Чуковского.
В спортивном зале дети выполняют физкультминутку. (При желании можно определить победителей.)