Анна Музалёва
Речевые игры и упражнения по лексической теме «Мебель». Рекомендации для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
(18.01–22.01)
1. Уточните, понимает ли ребенок обобщающее понятие мебель (не небель). (Как можно назвать одним словом диван, кровать, кресло, стол, стул, табуретку, тахту, кушетку, софу, стенку, этажерку, шкаф, буфет, сервант, полку, кухонный гарнитур, тумбочку)
2. Попросите ребенка ответить на следующие вопросы.
Для чего нужна мебель?
Какая мебель нужна для кухни, спальни, столовой, библиотеки?
Как называется та или иная часть мебели?
Из чего делают мебель?
Чем отличается стул от табуретки, кресла?
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Мебель. Все о мебели для детей
- Предметный мир. Игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры и пособия
- Темочки
Где изготавливают мебель? (мебель изготавливают на мебельной фабрике)
Как называется профессия человека, который занимается изготовлением мебели? (краснодеревщик)
3. Упражнение "Подбери признак" на подбор прилагательных к существительным. Согласование существительных с прилагательным в роде
Стул (какой) -. (твердый, крепкий, удобный, устойчивый,)
Кресло (какое)-.
Диван (какой)-.
Кровать (какая)-.
4. Упражнение "Подбери действие" на подбор глаголов к существительным.
Покупая в магазине мебель, покупатели (что делают). (осматривают, выбирают, выдвигают шкафчики, покупают и т. д.)
Перевозя мебель из магазина домой, покупатели (что делают).
Дома люди мебель (что делают). (расставляют, передвигают, задвигают, сидят, лежат, спят и т. д.)
За мебелью люди ухаживают так: (что делают).
5. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
1 стул, 2. , 3. , 4. , 5. 10
1 буфет, 2. , 3. , 4. , 5. 10
1 кровать, 2. , 3. , 4. , 5. 10 и т. д.
6. Упражнение "Один - много" на употребление существительных в родительном падеже мн. числа.
Один стул - много стульев - стулья
Одна кровать - много.
Один комод - много. и т. д.
7. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Стол - столик,
диван – диванчик и т. д.
8. Упражнение "Скажи одним словом" на образование прилагательных суффиксальным способом. Закончи предложение:
Стол, за которым пишут, называется. (письменным)
Стол, за которым обедают, называется.
Стол для компьютера, называется.
Шкаф для одежды, называется.
Полка для книг, называется.
Шкаф для книг, называется.
Шкаф для сушки посуды, называется.
9. Упражнение "Из чего - какой" на образование относительных прилагательных.
Ножки стола из дерева. Они какие? (деревянные). Шкаф из дуба -, стол из сосны -, табуретка из березы -, стол из стекла -, ручки на дверцах из пластмассы (из металла) -, обивка на кресле из кожи -, и т. д.
10. Упражнение "Скажи наоборот" на употребление антонимов.
Шкаф высокий, а тумбочка -.
Диван мягкий, а стул -. и т. д. (широкий – узкий, большой – маленький)
11. Назови элементы предметов мебели: у стула есть ножки, сидение и спинка, у стола – ножки и столешница, и т. д.
12. Посмотри внимательно на расположение мебели в квартире и ответь на вопросы полным предложением:
Где находится шкаф? (шкаф стоит между окном и диваном)
Где находится диван? (диван располагается справа от шкафа)
Где стоит стул? (стул стоит около стола, рядом с окном) и т. д.
13. Продолжение работы по знакомству с многозначными словами. Объясните ребенку разницу в значении этих слов: спинка (стула, человека, ножка (гриба, табурета).
14. Развитие связной устной речи. Пересказ без опоры (на наглядность, вопросы).
Послушай рассказ. Постарайся запомнить и потом расскажешь.
"Однажды, когда мамы не было дома, маленький Ваня взял ножик и вырезал на столе солнышко. Потом он достал краски и раскрасил солнышко в желтый цвет. Когда мама вернулась, то она сразу заметила испорченную столешницу стола. Мама поругала Ваню и объяснила ему, что с мебелью надо обращаться аккуратно. Тогда она будет служить долго. На следующий день мама и Ваня отвезли стол в мастерскую. В мастерской Ваня с интересом наблюдал, как столяр вырезал и прикрепил новую столешницу. Когда мама с сыном вернулись домой, то Ваня обещал, что никогда не будет портить мебель".
15. Развитие логического мышления. Отгадай загадки.
Под крышкой 4 ножки
А на крышке суп да ложки.
(стол)
Четыре ноги, да не зверь.
(кровать)
Есть перья, да не птица.
(подушка)
В квартире нашей новый дом,
Живет посуда в доме том.
Там место есть и для конфет,
Он называется. (буфет)
16. Знакомство с художественной литературой. Прочитайте ребенку произведение К. И. Чуковского "Федорино горе". После прочтения спросите, какие предметы мебели встречались в стихотворении.
17. «Доскажи словечко».
Здесь у меня столовая,
Вся мебель в ней … (дубовая).
Вот это стул - на нем … (сидят).
Вот это стол - за ним … (едят). Спала не на рогожке,
Как другие кошки,
А в уютной спаленке,
На кроватке … (маленькой).
18. Развитие мелкой моторики
Раз, два, три, четыре,
Много мебели в квартире.
А в буфет поставим чашку,
В шкаф повесим мы рубашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире!