Мария Гончарова
Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста с ФФН
▼ Скачать + Заказать документы
«Загадки»
Для этой игры вам потребуются : 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячетсязакрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишителюбую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку.
Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего.
«Чего не стало?»
Публикация «Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста с ФФН» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательнорассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или двекартинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать чего не стало. Повторите игру несколько раз,меняясь с ребенком ролями.
«Что изменилось?»
Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их,переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всехизменениях.
«Что лишнее?»
Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можноиспользовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попроситеребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.
Объединять картинки в группы можно по-разному. Например: рысь-корова-ворона-жираф-ракета. Из данной серии последовательно можно убрать «ракету»-потому что неживая, затем «ворону»-потому что птица, потом «корову»-потому что домашнее животное. Две оставшиесякартинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи ичем отличаются, т. е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов.
«Слова вокруг нас».
Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которыхспрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и даватьребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее. Затем усложните игру – вспоминайтеслова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, вназвании которых есть звук Р» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее»слово со звуком С» (снег, снеговик, снегурочка, снегирь, снегокат, снежки, стужа, санки).
«Звуковые дорожки» Упражнение направлено на отработку длительного произнесения автоматизируемого звука. Ребёнок ведёт пальчик по дорожке и произносит автоматизируемый звук.
«Пружинка» Ребёнок растягивает пружинку, произнося автоматизируемый звук.
«Полянка» Ребёнок прижимает пальцы поочередно к массажному коврику «Травка», произнося автоматизируемый звук.
«Волшебный клубочек» Ребёнок сматывает нитку в клубок, произнося автоматизируемый звук.
«Звук- путешественник» Автоматизируемый звук отправился «путешествовать» по кабинету, по сюжетной картине, по столу, по игровому полю. Ребёнок длительно произносит звук, проходя по указанному маршруту. Параллельно отрабатывается навык пространственной ориентировки (можно использовать игрушку- помощницу, схемы маршрутов)
«Разноцветные прищепки» Ребенок использует пособия с прищепками, произнося автоматизируемый звук, слог. Использую данное пособие и для дифференциации звуков.
«Звуковые часы» Ребёнок вращает стрелку часов, пока не услышит сигнал «Стоп!». После этого, считает количество раз, необходимое для произнесения слога.
«Травка» Пальчики «здороваются» с массажным ковриком «Травка», ребёнок проговаривает слоги.
«Пальчики здороваются» Пальцы поочерёдно соприкасаются с большим пальцем, «здороваются», ребёнок проговаривает слоги.
«Полянка» Ребёнок проговаривает слоги, нажимая на разноцветные пуговицы.
«Слушай, считай, повторяй» Логопед производит действие, которое ребёнок может услышать (хлопает, стучит, топает, ребёнок считает и проговаривает слог нужное количество раз.
«Чувствуй, считай, повторяй» Логопед с помощью игрушки - помощницы производит тактильный контакт с ребёнком, (поглаживание, постукивание, пощипывание, ребёнок считает и проговаривает слог нужное количество раз.
«Заборчик» Ребёнок выкладывает забор из счётных палочек, проговаривая слоги.
«Игры с мячом» Ребёнок катит мяч по столу (по полу, проговаривая слог; ловит мяч, повторяя слоги отражённо за логопедом; произносит на 1 слог больше, меньше, громче, тише (в разных режимах); проговаривает слоги, сопровождая ударами мяча об пол, подбрасывая вверх; крутит мяч на полу и произносит слоги.
«Речь с движениями» Ребёнок проговаривает слоги, сопровождая речь движениями (хлопками, шагами, приседаниями и т. д.).
«Следы на песке»
Ребёнок шагает пальчиками по кинетическому песку, произнося слог на каждый шаг. Детям очень нравится рассматривать следы, считать их и произносить слоги повторно. На пальчики надевают печатки. Ребенок смачивает их в красках и шагает по листу, оставляя следы. На каждый шаг называет звук.
Игры с массажными мячиками и колечками «Су-Джок» Ребёнок прокатывает (покалывает) мячиком или колечком по пальцам, произнося слоги.
Игровые приёмы автоматизации звуков предполагают параллельное развитие фонематического слуха, совершенствование грамматического строя речи; обогащение, уточнение и закрепление лексического запаса; формирование грамматических категорий.
«Колокольчик» Ребенку нужно произнести слоги, слова с отрабатываемым звуком. Логопед оценивает правильное произношение звоном колокольчика.
«Пирамидка» Ребенку нужно нанизать колечки на стержень пирамидки, отрабатывая речевой материал.
«Цифру узнай, слово повторяй» Ребенок на ощупь узнаёт цифры в «Волшебном мешочке» затем повторяет слог, слово, определённое количество раз.
«Волшебная палочка» Касаясь картинки «Волшебной палочкой», изменить слово по образцу. Например: сапог – сапоги, нос – носы, коса – косы, стакан – стаканы и т. д.
«Решаем примеры» Используются картинный материал из пособия Бобылевой З. Т. «Игры с парными карточками»
«Жадина» Цель: автоматизация звука в словах и словосочетаниях, согласование сущ. с местоимениями. Ребёнок перевоплощается в «жадину» (либо используется игрушка-заместитель) и проговаривает слова, затем словосочетания, согласуя их с местоимениями.
«Живые — неживые слова» Ребёнку предлагается выбрать картинки с автоматизируемым звуком и разделить их на две группы (одушевлённые и неодушевлённые предметы)
«Бюро находок» Цель: автоматизация звука в словах и словосочетаниях, использование в речи притяжательных прилагательных.
Логопед: Кто потерял хвост? Чей это хвост?
Ребенок: Кошка потеряла хвост. Это кошачий хвост.
«Составь предложение по схеме» Ребёнок составляет предложение с автоматизируемым звуком с заданным количеством слов, согласно схеме.
«Составь предложение по картинке» Ребёнок составляет предложение с автоматизируемым звуком по сюжетной картинке.
«Путаница» Детям необходимо восстановить правильный порядок слов в предложении.
«Исправь ошибку» а) Дети слушают предложение с ошибками (ошибки в звуковом оформлении, логопед произносит автоматизируемый звук искажённо, заменяет его) ребёнок должен услышать ошибку и исправить ее.
б) Дети слушают предложение с ошибками (ошибки в грамматическом оформлении предложения) ребёнок должен услышать ошибку и исправить ее.
«Расскажи по схеме» (использование приёма мнемотехники)
Ребёнок составляет предложения с опорой на схематичные рисунки.
«В гостях у Колобка» С использованием стенда «В гостях у Колобка». Ребёнок совместно с логопедом обыгрывают ситуацию – путешествия, составляя при этом предложения с предлогами. Игры проводятся с использованием кукол из пальчикового театра.
Цель: автоматизация звука в предложениях, отработка предложных конструкций, закрепление навыка пространственной ориентировки.
«Он, она, они, оно ждут тебя уже давно» С использованием пособия «Тучки» Ребёнку предлагается разложить картинки с автоматизируемым звуком по кармашкам, согласовывая существительные в роде и числе. Затем каждая «Тучка» превращаются в «Жадину» и ребёнок озвучивает их речь, согласовывая существительные с притяжательными местоимениями