Вавина Олеся Сергеевна
Консультация для педагогов «Расширение словарного запаса у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона.
При благоприятных социальных условиях ребёнок пятого года жизни расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято и сказано раньше.
Публикация «Консультация для педагогов „Расширение словарного запаса у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д.
Бедность словаря проявляется, например, в том, что дошкольники даже 6-летнего возраста не знают многих слов : названий ягод, рыб, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и др. Дети пользуются всеми частями речи, заметно преобладание существительных и глаголов; неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества. Трудно усваиваются слова обобщённого значения, слова, обозначающие оценку, качества, признаки и др.
Словарный запас – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности, которые использует человек. Выделяют активный и пассивный словарь ребенка.
Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятного ребенку. Она зависит от возраста, психического развития, социальной среды. Пассивный словарь – это то, что ребенок понимает, но не использует в своей речи.
Активный словарь – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретного ребенка.
На каждом возрастном этапе понимание ребенком значения слова имеет определенные особенности. В течение дошкольного детства осознание ребенком смысла слова проходит длительный путь.
Самые первые слова у ребенка обычно появляются к году. Эти слова (чаще всего мама, папа, баба) представляют собой слова-предложения, выражающие целую мысль. При помощи одного и того же слова ребенок может высказывать и какую-то жалобу, и просьбу дать ему игрушку, «взять на ручки», и т. п. В дальнейшем у ребенка появляются все новые и новые слова, которые он постепенно начинает связывать между собой, пытаясь строить из них элементарные предложения.
Словарный запас детей постоянно обогащается не только в количественном, но и в качественном отношении. Количественный рост словаря выражается в постепенном усвоении новых слов. В первую очередь ребенок усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью (так называемый «бытовой словарь», — названия окружающих предметов, игрушек и основных повседневных действий. При этом количество имеющихся у ребенка слов зависит от тех условий, в которых он живет и воспитывается. Так, двухлетние дети в разных семьях могут иметь в своем запасе от 45 до 1000 и даже более слов. Качественный рост словаря выражается во все более глубоком понимании ребенком значений слов, включая многозначность и переносные значения. Например, под словом ножка ребенок понимает сначала только свою собственную маленькую ножку. Позднее он узнает, что этим же словом обозначается и ножка стола или стула, и ножка гриба, и пр. Или: глагол спать ребенок сначала понимает только как такое «действие», которое относится непосредственно к нему самому или к другим людям; но постепенно к нему приходит и понимание переносного значения этого глагола спать в зимнее время могут деревья и даже вся природа в целом.
Постепенно в речи ребенка начинают появляться обобщающие слова (если, конечно, он слышит их в речи взрослых, которые обозначают не какой-то один конкретный предмет, а целые группы однородных предметов посуда, одежда, овощи, фрукты и т. п. Это очень важный этап, являющийся самым первым шагом к систематизации, упорядочению имеющегося у ребенка запаса слов.
К началу школьного обучения ребенок должен иметь достаточно большой (включая обобщающие слова) и правильно систематизированный словарный запас, иметь представление о многозначности слов, о наличии у некоторых слов не только основных, но и переносных значений. Грамотную помощь в очень сложном для ребенка процессе накопления и обогащения словаря обязаны оказать ему педагоги дошкольных учреждений — чтением, словесными играми, обучением рассказыванию по картине, наконец, своей грамотной и образной речью.
Развитие речи – одна из основных задач обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении. Главными задачами словарной работы являются обогащение, расширение и активизация словарного запаса.
Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).
Закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
Активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи.
Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.
Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.
Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову. (Почему так говорят? Можно ли так сказать? Как сказать лучше, точнее). Воспитывая культуру устной речи, необходимо отучать детей от грубых выражений или слов просторечных, заменяя их литературными.
Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:
1. Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
2. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
3. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т. д.
Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.
Игры для развития словаря детей дошкольного возраста
Мыльные пузыри.
Дети выдувают мыльные пузыри.
Пузыри что делают? Они надуваются, летят, лопаются, падают.
Мы что делаем? Прыгаем, улыбаемся, радуемся, лопаем пузыри.
У кого какой предмет?
Цель: упражнять детей в сравнении двух предметов, одинаковых по названию. Учить, сравнивая предметы, начинать с существенных (ведущих) признаков; развивать наблюдательность. Обогащать словарь дошкольников за счет существительных — названий деталей и частей предметов; прилагательных, обозначающих цвет и форму предметов; наречий, предлогов. Добиваться использования слов, наиболее точно характеризующих предмет, его качества и т. п.
Игровой материал: парные картинки с изображением предметов, отличающихся друг от друга несколькими признаками и деталями (2 пуговицы, разные по цвету, величине, форме, количеству дырочек; 2 рыбки, разные по форме тела, длине и окраске плавников и хвоста; 2 рубашки — полосатая и клетчатая, с длинными и короткими рукавами, у одной карман наверху, у другой — два внизу;
Ход игры. Воспитатель кладет перед детьми по 2-3 пары картинок и объясняет: «На каждой паре картинок нарисованы одинаковые по названию предметы: рубашки, рыбки, фартучки. Но предметы чем-то отличаются друг от друга. Сейчас будем про них рассказывать. Про один предмет буду рассказывать я, про другой — тот, кого я вызову. Рассказывать будем по очереди. Если я назову цвет своего предмета, то и вы должны назвать только цвет; если я скажу, какой формы у меня предмет, то и вы должны определить форму предмета». Вызывает ребенка и предлагает ему вместе рассказать про рубашки. Воспитатель. На моей картинке — рубашка. Ребенок. На моей — тоже рубашка. Воспитатель. У меня рубашка с длинными рукавами. Она для осенне-зимнего сезона. Ребенок. У меня рубашка с короткими рукавами для весенне-летнего сезона. Воспитатель. Моя рубашка клетчатая. Ребенок. А моя полосатая. Воспитатель. У рубашки один карман, расположенный на левой стороне груди. Ребенок. У рубашки два кармана, расположенных снизу. Другому ребенку воспитатель предлагает вместе рассказать о рыбках. Воспитатель. У меня рыбка красного цвета. Ребенок. А у меня голубого. Воспитатель. У моей рыбки большой хвост. Ребенок. У моей маленький.
Волшебный мешочек
Цель: расширить словарный запас детей
Игровой материал: машинка, мяч, тарелка …
Ход игры. Ребенок достает предмет из мешочка и отвечает на вопросы: «Что это? Какое это? Что делает?»
Пример: Это машина. Она металлическая, маленькая, игрушечная, красная. Она стоит, ездит, тормозит, выезжает, заезжает.
Игра «Что каким бывает?»
Тут, конечно, каждый знает,
Что каким у нас бывает.
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, логопед задает вопрос, на который ребенок, поймав пи мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч логопеду. Логопед, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.
1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)
2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур.)
3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф.)
4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)
5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь.)
6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)
7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)
8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка.)
9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.)
10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок.)
11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей.)
Игра «Кто чем занимается?»
Никогда мы не забудем,
Что умеют делать люди.
Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.
Ход игры.
Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, воспитатель называет профессию, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. Воспитатель: строитель - Дети: строит; повар (варит (готовит); носильщик (носит); чертежник (чертит); рабочий (работает); уборщица (убирает) художник (рисует) и т. д.
Вариант 2. Воспитатель называет глагол, а ребенок профессию (продает — продавец).
Игра «Утро, день, вечер, ночь»
Утро, вечер, день и ночь
Навсегда уходят прочь.
Провожать их не спеши,
Что ты делал, расскажи.
Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости.
Ход игры. Перебрасывая мяч различными способами (с ударами мяча об пол, перекатывание, передача мяча по кругу, дети отвечают на вопросы ведущего и рассказывают, что они делали утром, днем, что будут делать вечером, ночью. • Что ты делал утром? • Что ты делал вечером?
Варианты. 1. «Назови «соседей» утра». 2. «Сначала вечер, а потом?.»
3. «Назови пропущенное слово» (Мы завтракаем утром, а обедаем.)