Светлана Пушкина
Речевой материал в коррекции произносительной стороны речи
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушение звукопроизношения у детей тесно связано с несформированностью фонематических процессов и, прежде всего, фонематиче6ского слуха. При этом очень важно педагогам и родителям следить за своим чётким, выразительным произношением слов, фраз. Речь взрослого не должна быть торопливой, невнятной, затухающей к концу слов, фраз. Очень важно проговаривать окончания слов, поскольку у детей с нарушенным фонематическим слухом также недостаточно развито слуховое внимание и искажено восприятие речи собственной и окружающей.
Публикация «Речевой материал в коррекции произносительной стороны речи» размещена в разделах
Много времени в логопедической работе отводится постановке звука. А затем, когда звук уже произносится нормированно, начинается длительный период автоматизации.
Ответственный этап в этом направлении – автоматизация звука в стихах и чистоговорках. Эта работа всегда вызывает у детей интерес, желание повторять, подражать педагогу, проговаривать чётко и выразительно, стараться запомнить. И здесь важен правильный выбор речевого материала : с одной стороны насыщен изучаемым звуком. а С другой стороны не должен содержать тех звуков, которые у ребёнка ещё отсутствуют.
Я предлагаю примеры речевых упражнений в виде чистоговорок на закрепление наиболее трудных и часто нарушаемых детьми звуков. Можно использовать к стихам картинный материал, а также сопровождать пальчиковыми играми.
Чистоговорки на свистящие звуки
Са-са-са- вот идёт лиса.
Со-со-со – она видит колесо.
Са-са-са – и подумала лиса:
Су-су-су – «колесо домой снесу».
Сы -сы –сы – укатилось от лисы.
Речевые упражнения
«Повтори моё, добавь своё» (слово)
Можно использовать опорные предметные картинки. Но при этом последнее слово ребёнок без словесных подсказок отыскивает сам.
Са-са-са – у Сони длинная ко…
Сы-сы-сы – у лисы есть у…
Ос-со-ос- Стас купил ко…
Сы-сы-сы – у мамы на шее бу…
Ши-ши-ши – на болоте камы…
Шка – шка- шка – на окошке спит ко…
Ла-ла-ла – подметала пол мет…
Ол-ол-ол- Галя купила сто…
Ор-ор-ор- папа починил за…
Ар-ар-ар – пожарный тушил пожа…
Оры-оры-оры – в огороде растут поми…
Использование подобных рифмовок, чистоговорок способствует значительному улучшению фонематического слуха ребёнка, повышению качества артикуляционных, звукопроизносительных навыков, и в итоге, общей эффективности коррекционной работы логопеда с детьми.