Любовь Солейникова
Как укрепить и сохранить здоровье дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Устный журнал здоровья
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоят более чем остро. Несмотря на то, что словосочетание "Здоровье сберегающие технологии" и формирование здорового образа жизни стали привычными в беседах с родителями и детьми, на педагогических советах, на различных консультациях для родителей и педагогов.
Публикация «Как укрепить и сохранить здоровье дошкольника» размещена в разделах
Данной проблеме по - прежнему придаётся особое значение. Каждый дошкольник должен учиться заботиться о своём здоровье, чтобы о нем заботиться нужно иметь представление о здоровом образе жизни. Знать что надо правильно питаться и одеваться, дышать свежим воздухом, соблюдать режим дня и правила гигиены, делать зарядку и заниматься спортом.
В частности, в нашем дошкольном образовательном учреждении большое внимание уделяется здоровью воспитанников. В настоящее время тема здоровьесбережения очень актуальна и поэтому мы в свою очередь используем различные здоровьесберегающие образовательные технологии.
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия. В своей группе, мы данную проблему, решаю путем использования разнообразных здоровье сберегающих образовательных технологий
Здоровье сберегающие технологии - это совокупность всех используемых в воспитательно - образовательном процессе приемов, методов, технологий не только оберегающих здоровье детей и педагогов, но и способствующих воспитанию у детей культуры здоровья.
Главную цель,которую мы ставим перед собой в работе с детьми, обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников, сохранения и поддержка индивидуальности ребенка, гармоничное физическое и психическое развитие.
Также ставим перед собой различные задачи:
- развивать физические качества (координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата);
-приобщать детей к ценностям здорового образа жизни;
- развивать дыхательную систему, способствовать формированию правильного речевого дыхания;
- обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения; развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению;
-включать детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста)
-формировать различные знания об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной,игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
Для решения данных задач в группе было сделано:
• Подборка пальчиковых игр по временам года, данная гимнастика проводится в любое время в течении дня, либо во время образовательной ситуации, как динамическая пауза, игры развивают гибкость и пластичность пальцев, а также речь.
• Подборка на весь учебный год гимнастики - побудки, которая проводиться в сопровождении музыкального фона, в процессе чего у детей повышается настроение и появляются положительные эмоции.
• Картотека артикуляционной гимнастики, которая развивает артикуляционный аппарат
• Картотека гимнастика для глаз, что позволяет детям снять глазное напряжение
• Картотека кинезиологических упражнений
• Картотека речевых игр и упражнений
• Картотека различных дидактических игр (математические, игры с песком, игры для экспериментирования, речевые и т. д)
• Аудиокартотека с песнями и музыкой, которая благоприятно воздействует на настроение воспитанников.
• Картотека подвижных игр
Составили режим двигательной активности, который состоит из нескольких форм физического воспитания детей
Работа по оздоровлению и физическому развитию ведется в разных направлениях:
1. Утренняя гимнастика (ежедневно, в теплое время года на свежем воздухе,гимнастика проводится в игровой форме и в сопровождении музыкального фона)
2. Гимнастика после сна (ежедневно)
3. Реализация образовательной области "Физическая культура" в непосредственной образовательной деятельности (3 раза в неделю) под музыкальное сопровождение.
4. Двигательная активность на прогулке (подвижные игры, эстафеты, физические упражнения)
5. Физкультурные досуги и развлечения. Использую в работе с детьми нетрадиционные способы рисования (рисования пальчиком, ладошкой, манкой или другой крупой, кляксография) в связи с этим у детей развивается мелкая моторика, воображение и творчество.
Еще в своей работе применяем "Сухой бассейн для ног " (фасоль, камни, пуговицы и т. д) и также массажные коврики с различной поверхность (деревянные спилы, крышки. нашитые пуговицы, колпачки шариковых ручек, жгуты, крышки от бахил, вшитые в коврик косточки от сухофруктов, скорлупа от грецких орех). Закаливание - важнейший элемент здорового образа жизни человека в любом возрасте. но особое значение оно имеет для детей. Хождение босиком - одно из древних приёмов закаливания. Ходьба босиком тренирует сосуды кожи стоп, рефлекторно улучшает деятельность сосудов верхних дыхательных путей.
Ходьба по массажным коврикам дает положительный настрой, повышает настроение, тренирует сосуды кожи стоп, является профилактикой для плоскостопия. Коврики были изготовлены совместно с родителями.
В течении дня играем в спортивном уголке, уделяя время для подвижных игр со спортивным оборудованием (кегли, кольцеброс, мячи различной величины и т. д)
В нашей группе живет традиция, мы ежегодно проводим спортивное мероприятие: " Папа, мама, я - спортивная семья", "Планета здоровья" или "В здоровом теле - здоровых дух" оно проходит в рамках проекта "Спорт - это здорово" и является продуктом данного проекта. Также родители совместно с детьми изготавливают стенгазету, либо фото- калаш на тему здоровье сбережения, а мы - педагоги в свою очередь творчески оформляем эту выставку в приемной. На последнем педагогическим совете мы презентуем свою работу с детьми и их родителями.
По моему мнению вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться совместно с родителями. В своей группе провожу консультации для родителей "Здоровье сберегающие технологии", "Система закаливания" и другие.
В следствии проделанной работы родители повышают свое педагогическое мастерство по разделу "Семья- здоровый образ жизни". Таким образом в их семьях уделяется большое внимание формированию здорового образа жизни, через активный отдых на свежем воздухе, дети посещают спортивные секции и кружки.
Благодаря использованию здоровье сберегающих технологий, проведению систематических физкультурно-оздоровительных мероприятий, тесному сотрудничеству с семьями, улучшилось состояние здоровья детей.
Ядром моей педагогической философии является убеждение в том, что здоровый и развитый ребенок- главная ценность нашего общества, нашей нации, нашей страны.
Используемая литература:
1. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду Мозаика- Синтез 2009-112с 2. Сакулина Н. П. ,Комарова Т. С Изобразительная деятельность в д/ с. Пособие для воспитателей. Просвещение 1982- 208 с.
3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности в среднейгруппеМозаикаСинтез164с.
4. Развитие связной речи детей: образовательные ситуации и занятия средняя группа / авт. -сост. О. И. Иванищина Е. А. Румянцева Волгоград: Учитель 2014-239с.
5. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Мозаика- Синтез 2008-86с.
6. Помораева И. А,Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических познаний в средней группе Мозаика- Синтез 2009- 64 с.
7. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе Мозаика -Синтез 2009-80 с.