Анастасия Красина
Речевое развитие. Сравнение и описание предметов (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Сравнение и описание предметов
Задачи. Связная речь: учить детей передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений; формировать умение составлять законченный рассказ на тему из личного опыта;
словарь: учить сравнивать предметы, выделять существенные признаки; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления.
Материал. Предметы, игрушки из дерева, стекла, пластмассы.
Публикация «Речевое развитие, Сравнение и описание предметов (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ход занятия
Воспитатель предлагает : «Назовите то, что вы видите вокруг себя, какие это предметы. Как мы отличаем один предмет от другого?»
Дети сравнивают предметы. Воспитатель помогает выделить существенные признаки и обобщает их наблюдения ( буфет и шкаф отличаются по величине: один высокий, другой ниже, один шире другого и т. п.). Продолжает:
- Предметы отличаются друг от друга и по размерам, и по цвету, и по форме, и ещё по тому, из какого материала они сделаны. Посмотрите, из какого материала сделаны вот эти предметы? (Из дерева). Как одним словом можно сказать, какие это предметы? (Деревянные.) Назовите, какие предметы делают из дерева?
Далее воспитатель обращает внимание детей на группы предметов из стекла, пластмассы и задаёт аналогичные вопросы.
- А теперь представьте себе, что перед вами стоят два мальчика, одинаково одетые, одного и того же роста. Цвет волос и глаз у них тоже одинаковый. Как мы сможем их различить (По именам.)
- Да, правильно, по именам.
А теперь прослушаем рассказ К. Д. Ушинского «Четыре желания».
— О чем говорится в этом рассказе?
— Чем Мите понравилась зима?
— Что ему понравилось весной?
— Что запомнилось Мите летом?
— Какими словами мальчик сказал об осени?
— Почему рассказ называется «Четыре желания»?
Для пересказа можно вызвать четырех детей, каждый будет рассказывать об определенном времени года (рассказ следует повторить дважды).
Далее воспитатель предлагает новое задание : «Какое время года вам нравится и почему? Придумайте об этом рассказ, короткий и законченный» (рассказывание на тему из личного опыта). (Рассказов должно быть не менее четырех.)
«Каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего,— говорит воспитатель. — Лето было хорошее, а осень — лучше. Давайте сравнивать : весна теплая, а лето теплее или более теплое; трава зеленая, а после дождя она зеленее или более зеленая; поздней осенью холодно, а зимой холоднее или более холодно». Далее дети самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных : чистый (чище, более чистый, высокий (выше, более высокий, стройный (стройнее, более стройный, весело (веселее, более веселый, теплый (теплее, более теплый, сильный (сильнее, более сильный) и др.
В случае затруднений воспитатель обращает внимание детей на то, что степень сравнения можно образовать по-разному. Например, можно сказать сильнее, а можно более сильный.
«В рассказе говорится: «Пришла весна». А как можно сказать по-другому?» —спрашивает воспитатель. (Наступила.) Затем называет другие предложения и словосочетания : набегался вволю (вдоволь, нарвал цветов (набрал, насобирал) и т. п.
Далее дети упражняются в подборе антонимов. «Если я скажу слово большой, то какое слово будет противоположным по смыслу?» — спрашивает воспитатель (маленький). Затем дает еще ряд слов: хороший (плохой, холодный (теплый, идти (стоять, говорить (молчать) и др.
— Весна пришла! А что она принесла, назовите вы. Итак, весна пришла. (тепло, цветы, траву и т. п.) принесла. Скажем эту фразу громко, тихо и шепотом.