Друшлякова Елена
Речевое развитие НОД «Дикие животные весной» с детьми первой младшей группы
Речевое развитие НОД «Дикие животные весной» с детьми первой младшей группы
Цель занятия: развитие всех компонентов устной речи детей, обобщение знаний детей о диких животных.
Образовательные задачи: закреплять характерные признаки весны, представления детей о внешнем виде, образе жизни диких животных. Закреплять в речи обобщающее понятие «дикие животные». Повышать речевую активность через игровую деятельность (игры-загадки, игры-беседы, игру-путешествие в весенний лес, дидактические игры).
Публикация «Речевое развитие НОД „Дикие животные весной“ с детьми первой младшей группы» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Дикие животные весной
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивающие задачи : развивать слуховое и зрительное восприятие, мышление, память, любознательность, диалоговую и связную речь, общую и мелкую моторику.
Воспитательные задачи: способствовать освоению культуры общения со взрослыми и сверстниками, проявлению эмоциональной отзывчивости; воспитывать бережное отношение к животным.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением диких животных, беседа об их среде обитания, работа с разрезными картинками, загадывание загадок про диких животных, раскрашивание раскрасок по теме, чтение художественной литературы: «Лиса и заяц», «Теремок», «Колобок»; просмотр мультфильмов «Доктор Айболит», «Теремок» и др. ; настольные игры «Чей детеныш», «Чей домик»; этюды «Изобрази животное»; подвижные игры «У медведя во бору», «Зайка серенький»; беседы о правилах поведения на природе.
Словарная работа:
Существительные: медведь, волк, лиса, заяц, еж, белка, хвост, лапы, уши, дупло, нора, берлога, медвежата, волчата, лисята, ежата, бельчата, зайчата.
Признаки: длинный, короткий, маленький, пушистый, трусливый, серенький, быстрый, зубастый, серый, злой, большой, неуклюжий, косолапый, мохнатый, колючий, быстрый, хитрая, рыжая, ловкая.
Действия: прыгать, скакать, ловить, ухаживать, охранять, любить.
Оборудование: шапочка для ребенка: ободок с изображением паровоза, сюжетная картина «Весна», сундучок, картинки с изображениями диких животных, картинки с изображением животных и их жилищ, мяч, картинки с изображением продуктов, игрушки-животные (заяц, белка, волк, лиса, медведь, еж).
Ход ЗАНЯТИЯ.
Организация детей на занятие.
- Ребята, сделаем круг, повернёмся друг к другу лицом и улыбнёмся (Дети встают в круг).
Вот мы руки развели, словно удивились.
И друг другу до земли низко поклонились!
Ниже, ниже – не ленись, поклонись, встань и улыбнись!
Какие у вас добрые лица! Какие вы все красивые!
Игра-загадка.
- Скажите, о каком времени года эта загадка:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
- А почему я вам загадала загадку о весне? (Потому что на улице время года – весна).
Игра «Что перепутал художник?»
Педагог демонстрирует детям сюжетную картинку «Весна» (на картине кроме весенних примет изображены приметы других времён года). Дети рассказывают о приметах весны и называют приметы, нехарактерные для этого времени года.
- Я сегодня пришла в детский сад, а на столе стоит сундучок. Хотите узнать, что там?
Игра «Сложи и расскажи»
-Посмотрите, здесь лежат картинки, давайте их посмотрим: кто там нарисован?
Дети садятся на стулья, педагог показывает картинками с изображением диких животных : лисы, зайца, медведя, белки, волка.
- Кто же у вас получился? (Медведь). Что он делает? (Лежит).
- Кто это (Лиса). Что она делает? (Бежит).
- Кто это (Зайчик). Что он делает? (Сидит).
- Кто это (Волк). Что он делает? (Стоит).
- Кто это (Белка). Что она делает? (Прыгает).
- А как можно назвать лису, медведя, волка, зайца и белку одним словом? (Дикие животные). Как вы думаете, почему их назвали дикими? (Они живут в лесу).
- Правильно, в лесу. Дикие животные приглашают нас в гости, а вы хотите отправиться в весенний лес? Тогда выходите быстрей ко мне.
Дети выходят к педагогу.
- Дорога туда не близка, как вы думаете, на чем можно доехать до леса? (Варианты детей). Давайте поедем на паровозике.
Один ребенок – паровозик, надеть на него ободок с изображением паровозика. Оставшиеся дети – вагончики кладут друг другу руки на плечи.
- Сколько у нас получилась вагончиков (Много)
- А сколько паровозов? (Один)
- Правильно.
Как я весело качу!
Я колесами стучу,
Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Вас я к лесу привезу!
- Вот мы и приехали с вами в весенний лес.
Педагог предлагает посмотреть картинку «Весенний лес».
Здравствуй, лес, прекрасный лес, (широко развести руки в стороны).
Полный сказок и чудес! (повороты вправо-влево с вытянутыми руками).
- Давайте пойдем в гости к животным по узкой дорожке. По какой дорожке мы пойдем? А чтобы вы узнали, к кому мы придем, отгадайте загадки.
Это что за шалунишка
Рвет с еловой ветки шишку?
После того, как дети отгадают загадку, воспитатель показывает изображение белки.
- Что можно еще сказать про белку, какая она? (Ловкая, шустрая, быстрая, пушистая, рыжая).
Не боится волка
Маленькая кроха.
Острые иголки
Защитят надолго.
- Кто это? (Дети отгадывают. Педагог показывает картинку - еж). Какой еж? (Маленький, колючий).
Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется?
Дети отгадывают, педагог показывает картинку зайца.
- Какой заяц? (Маленький, пушистый, трусливый, серенький)
- А теперь мы пойдем в гости к зверям по широкой дороге. По какой дороге пойдем? К кому в гости придем, отгадайте.
На овчарку он похож.
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
- Кто это? (Волк. Педагог показывает картинку – волк). Что еще можете о нем рассказать? (Серый, злой, зубастый).
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
После отгадки воспитатель показывает картинку лисы.
- Что вы расскажете о лисе, какая она? (Хитрая, рыжая, ловкая).
Кто в берлогу спать ложится:
Волк, медведь или лисица?
Дети отгадывают, воспитатель – изображение медведя.
- Что можете сказать о медведе, какой он? (Большой, неуклюжий, косолапый, мохнатый).
- Как назовем этих животных одним словом? Почему? (Дикими животными, потому что они живут в лесу).
Физминутка: «Звериная зарядка»
Как зайчата – делают ушки на голове
Раз, два, три - прыжки на носочках
Как бельчата - руки перед грудью
Раз, два, три - прыжки на носочках
И как мишка - топают правой, левой ногой
И как ёжик быстро – приседают
Раз - приседают
Не откроем больше глаз – закрывают глаза.
Игра «Кто где живет?»
- У каждого дикого животного есть свое жилье, где ему тепло и уютно. Но вот беда: звери перепутали дома, где они живут. Помогите им найти свое жилье.
На доске - картинки с изображениями животных и жилищ, причем напротив животного нарисовано не его жилье, а другого животного.
- Расскажите, где живет медведь, и проведите карандашом дорожку от медведя к его домику (Медведь живет в берлоге).
Где живет белка? (Белка живет на дереве в дупле).
Где живет волк? (Волк живет в логове под деревом).
Где живут еж и лиса? (Еж и лиса живут в норках).
Где живет заяц? (Заяц живет под кустом).
- Молодцы, ребята помогли животным найти свои домики.
- Ребята, я слышу чей-то плач. Это зайка плачет. Он забыл, кто его мама. Давайте расскажем зайчику, как называются детеныши у диких животных.
Игра с мячом «Назови детенышей»
Дети встают в круг, в центр круга сажают зайчика. Педагог бросает детям мячик и называет животное. Ребенок ловит мяч и называет его детенышей.
- У мамы – медведицы есть маленькие (медвежата, у мамы – лисы (лисята, у мамы – волчицы – (волчата, у мамы – ежихи … (ежата, у мамы – белки … (бельчата, у мамы – зайчихи (зайчата). Теперь ты знаешь, зайчик, кто твоя мама.
Зайка благодарит детей и приглашает их поиграть на полянке.
Пальчиковая игра «На лесной лужайке»
- Весной так хорошо поиграть, порезвиться после холодной зимы под теплым весенним солнышком. Давайте изобразим пальчиками, как весело играют зайки на лужайке.
«На лесной лужайке показываем «ушки зайчика»
Разыгрались зайки:
Лапками хлопали, хлопки
Ножками топали, топают ногами
Ушками махали, делаем «ушки зайчика» и махаем кистями рук
Выше всех скакали. прыжки на двух ногах
Глазками глядели, руки к глазам «хлопаем глазками»
Песенку пропели:
Ля-ля-ля! Ля-ля-ля! болтаем руками
Ля-ля-ляйки!
Ах, какие мы веселые зайки!»
Игра «Кто что ест»
- Вы хотите угостить животных? А вы знаете, чем они питаются? Давайте поможем им найти еду.
Посадить в разных местах комнаты игрушки (зайца, белку, медведя, лису, ежика). На полу и на столе – картинки с изображением морковки, орехов, меда, рыбы, яблока. Дети расходятся по группе, отыскивают все картинки и раскладывают соответственно возле каждого зверька. Затем каждый ребенок рассказывает, чем он покормил животного (Я покормил зайца морковкой. Я покормила лису рыбой и т. д.)
Зайчик снова прибегает к детям. Он благодарит за то, что они покормили его вкусной морковкой.
- А теперь нам пора возвращаться. Попрощайтесь с лесными животными и поедем на паровозике домой.
Как я весело качу!
Я колесами стучу!
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Вас домой я увезу!