Елена Александровна
Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Проект: «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
ВЫПОЛНИЛА: старший воспитатель Романенко Е. А.
2022 г.
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста
Публикация «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
Речь – это инструмент развития высших отделов психики.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.
Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.
Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области знаний ФГОС дошкольного образования.
Задачи:
- обсудить содержание образовательной области: речевое развитие ребенка в ФГОС ДО;
- совершенствование работы педагогов по речевому развитию дошкольников;
- в игровой форме систематизировать теоритические знания педагогов по формированию связной речи у дошкольников, развивать кругозор;
- развивать у педагогов умения применять современные педагогические технологии, игровые методы и приемы для формирования речи дошкольников;
- повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников.
Краткая аннотация проекта
Проект предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений, который поможет в работе над речевым развитием дошкольников в соответствии с ФГОС ДОС.
Ресурсное обеспечение проекта
Нормативно-правовые ресурсы, регламентирующие выбор оборудования, учебно- методических и игровых материалов для построения предметно-развивающей среды :
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации №1155 от 17.10.2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 года №30384).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.13 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
Устав МКДОУ.
Организационные ресурсы: педагоги-авторы по реализации проекта, заведующий, старший воспитатель, родители, дети
Кадровые ресурсы:
Воспитатели группы
Родители воспитанников
Заведующий МКДОУ
Материально-технические ресурсы:
Материальные: пользование интернетом, бумага печатная, приобретение методической литературы по данной теме, выписка периодических изданий.
Нематериальные: активность педагогов, активность инициативных родителей.
Вид проекта: практико-ориентированный.
Участники проекта: педагоги, родители, воспитанники.
Продолжительность проекта: 6 месяцев.
План реализации проекта
Подготовительный этап. Март Воспитатель
Постановка целей и задач, определение актуальности и значимости проекта, подбор методической литературы для реализации проекта. Презентация проекта в МКДОУ.
Анализ состояния данной развивающей среды.
Разработка целей и задач проекта.
Подбор методической литературы.
Изучение интернет-ресурсов.
Разработка плана мероприятий для реализации проекта. Презентация проекта в ДОУ.
Основной этап. Апрель-Август Воспитатель
Составление плана по распределению игровых зон в группе. Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий для насыщения игровых уголков.
Приобретение атрибутов и пособий в активную зону.
Организация уголка уединения в спокойной зоне.
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Размещение мебели с учетом определения зон и уголков в группе.
Эффективное размещение мебели в рабочей зоне.
Выступление на родительском собрании.
Привлечение родителей к изготовлению материала для игровой зоны.
Заключительный этап. Август Воспитатель
Самостоятельный анализ развивающей среды.
Опрос родителей.
Оценка эффективности проекта.
Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками.
2. Владение педагогом правильной литературной речью.
3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями.
4. Обеспечивают детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей.
5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи.
6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей.
7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.
9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.
10. Поощрение детского словотворчества.
ФГОС пункт 1.9.
Образовательные программы ДОО реализуются на государственном языке. Программа может быть реализована и на языке народов России, но не в ущерб русскому языку. Т. е. русский язык в Российской Федерации все должны изучать с детства.
ФГОС 2 раздел «Требования к структуре образовательной программы и ее объему»
П. 2.6. материалы о структуре программы по речевому развитию.
7 компонентов речевого развития :
- Владение речью как средством общения и культуры;
- Обогащение активного словаря;
- Развитие связной речи (диалогической, монологической);
- Развитие речевого творчества;
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- Знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.
Требования ФГОС ДО
Средства развития речи :
Общение взрослых и детей.
Культурная языковая среда.
Обучение родной речи на занятиях.
Художественная литература.
Изобразительное искусство, музыка, театр.
Занятия по другим разделам программ.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя:
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению речи.
Принципы развития речи :
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;
Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи;
Принцип развития языкового чутья;
Принцип формирования элементарного осознания явлений языка;
Принцип обеспечения активной языковой практики;
Принцип обогащения мотивации речевой деятельности;
Принцип взаимосвязи над различными сторонами речи.
Методы речевого развития :
Наглядные
непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии,
опосредованное наблюдение ( изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)
Словесные
чтение и рассказывание художественных, заучивание наизусть, пересказ, беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал
Практические
дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры
Причины низкого уровня развития речи :
Половина детей дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком связного высказывания;
Национальный состав групп (двуязычные
дети - билингвы);
- Недостаточная подготовка к занятию;
- Культура речи педагога;
Родители.
Проблемы:
Общение в семье и в социуме на разных языках (турецкий, русский);
Отсутствие специалистов по работе с билингвами;
Отсутствие понимания со стороны родителей о необходимости общения в семье на 2-х языках;
Плохое знание русского языка самими родителями;
Нет специальной методики преподавания русского языка как иностранного для дошкольников.
Пути решения проблемы:
Осознание родителями необходимости изучения самим русского языка, для хорошего речевого образца своим детям;
Работа с родителями:
- просмотр мультфильмов;
- чтение художественной литературы;
- слушание детских песен.
Привлечение специалистов (логопеда);
Углубленная работа по речевому развитию.
Список литературы
1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. зав. – М. : «Академия», 2000. – 400 с.
2. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование. Формы и методы. – М., 2010. – 96 с.
3. Жукова, Н. С. Развитие речи : мир вокруг тебя / Н. С. Жукова. - М. : Эксмо, 2016. - 320 c.
4. Копытова Н. Н. Организация методической работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом ДОУ. – СПб., 2008. – 96 с.
5. Колесникова, Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Раз - словечко, два - словечко" / Е. В. Колесникова. - М. : Ювента, 2012. - 72 c.
6. Литвинова, О. Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О. Э. Литвинова. - СПб. : Детство-Пресс, 2016. - 128 c.
7. Сиварева, Т. Л. Давай почитаем: Развитие речи, чтение, обсуждение, пересказ, творческая работа / Т. Л. Сиварева; Художник И. Павлова. - Мн. : Совр. школа, 2010. - 80 c.
8. Ушакова, О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод. реком., мониторинг / О. С. Ушакова. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 288 c.
9. Ханина, О. Г. Развитие речи. Чтение: Для дошкольников / О. Г. Ханина. - Рн/ Д: Феникс, 2012. - 48 c.
10. Янушко, Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия / Е. А. Янушко. - М. : Теревинф, 2016. - 128
Спасибо за внимание!