Татьяна Бобейко
Речевое развитие дошкольников в процессе читательских культурно-образовательных практик
Аннотация:
В статье поднимается проблема развития речевой культуры дошкольников средствами чтения. Раскрывается роль читательских культурно-образовательных практик в расширении активного словаря детей, умения высказывать и аргументировать собственную точку зрения, слушать и слышать собеседника, понимать художественный замысел литературных произведений
Публикация «Речевое развитие дошкольников в процессе читательских культурно-образовательных практик» размещена в разделах
Перспективы развития современного образования, определённые, в частности, в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, связаны с воспитанием саморазвивающейся, функционально грамотной личности – человека деятельного, культурного, проявляющего себя субъектом бытия, свободно реализующего себя в динамичном мире. В условиях социально-экономических преобразований, когда смысловой знак образования «рационализм» постепенно меняется на знак «культура» (Б. С. Гершунский, А. П. Валицкая, П. Г. Щедровицкий и др.) требуется переход «от наукоучения к логике культуры» (В. С. Библер, «от культуры полезности к культуре достоинства» (А. Г. Асмолов, ведущая ценность которой есть личность человека. Только при таком подходе возможно решение одной из главных педагогических задач – создание на каждом этапе образования условий для развития и духовного становления личности, раскрытия её субъективных потенциальных возможностей (О. С. Газман, Е. В. Бондаревская и др.).
Многочисленные исследования доказывают прямую связь успешности развития личности с объёмом чтения. Чтение веками служило средством выстраивания личности, раскрытия высших потенций человека. Его можно считать определяющим фактором решения актуальных задач Российского образования; читательскую культуру – основой социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и духовного развития личности. Именно книга облагораживает сердце ребенка, совершенствует его ум. Она помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Чтение книг, умелое сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской
деятельности способствуют постижению ребенком
окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное,
закладывают основы нравственности.
В последнее время мы наблюдаем снижение уровня речевого развития дошкольников как результата падения интереса к чтению. Как известно, современные дети все чаще проводят большую часть своего времени у телевизора и компьютера, заменяя реальное общение со взрослыми и сверстниками на виртуальное. Родители в силу своей занятости все реже читают книги вслух детям. Поэтому вопрос воспитания у детей устойчивого интереса к литературе, приобщение детей к чтению, возрождение семейного чтения сегодня особенно актуален.
В связи с вышесказанным педагоги дошкольных образовательных
учреждений все чаще инициируют различные читательские
проекты, которые помогают ребенку не только приобщиться
к миру чтения, но и развить собственную речевую культуру.