юлия кулагина
Речевое развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОФЕССИЯМИ
И ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ.
В данной статье обоснована необходимость актуальности, системы и технологий ознакомления старших дошкольников с профессиями и трудом взрослых с учетом требований ФГОС ДО.
Ключевые слова: дошкольное образование, трудолюбие, осознание о труде взрослых, формирование положительного отношения к труду взрослых.
Публикация «Речевое развитие дошкольников» размещена в разделах
В современных условиях формирования растущей личности будущего гражданина особая роль отводится трудовому воспитанию. В системе дошкольного образования посильный труд, связанный с жизнью ребенка в детском саду и дома, с его интересами и потребностями является одним из основных видов деятельности и важным воспитательным средством. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что одной из задач современного ДОО является «формирование позитивных установок к различным видам труда».
Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить в труде цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий поставленной цели. При этом необходимо строго учитывать особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста, их возрастные и индивидуальные особенности.
Одним из направлений трудового воспитания детей дошкольного возраста является ознакомление с профессиями и трудом взрослых. О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н. Н. Захаров, Е. Гинзберг, Д. Сьюпер, Е. Н. Землянская, С. Н. Чистякова, Е. А. Климов и др. Данные авторы уделяли внимание этапам формирования профессионального самоопределения, возможностям выбора предпочитаемых профессий детьми.
В исследованиях В. И. Логиновой, Л. А. Мишариной, С. А. Козловой, А. Ш. Шахматовой и др. по проблеме ознакомления детей с профессиями взрослых раскрывается то, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация.
Самым сложным для дошкольника является осознание труда взрослых. Они легче выделяют его общественную значимость в деятельности тех людей, профессии которых им знакомы, чем само содержание профессиональной деятельности.
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Поэтому знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада.
Несмотря на то, что проблема ознакомления старших дошкольников с профессиями и трудом взрослых актуальна для современного дошкольного образования, она недостаточно разработана с учетом требований ФГОС ДО.
Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Цель трудового воспитания – формирование положительного отношения к труду через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.
Дети дошкольного возраста должны овладеть следующими видами труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, умственный труд. Основа формирования первоначальных представлений о труде взрослых заложена в ФГОС ДО в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду. Целесообразно ознакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней: врач нужен, чтобы лечить людей, учитель – чтобы учить детей. Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человек
Ознакомление с трудом взрослых происходит за счет усвоения элементарных норм труда принятых в обществе, нравственной ценности труда на основе ценностного отношения к родителям и представителям ближайшего социального окружения. Организации общения и взаимодействия ребенка со взрослыми – представителями разных профессий того региона, в котором живёт ребёнок; формирования самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Формирования уважительного отношения к людям разных профессий за счёт проведения встреч с ними. Формирование на основе этих встреч позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Познавательное развитие дошкольника, в ходе профориентационной работы, происходит на основе развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации в области видов деятельности и труда людей; формирования познавательных действий; развития воображения и творческой активности; формирования первичных представлений о мире профессий и их представителях из ближайшего социума, объектах окружающего мира, представлений о региональных социокультурных ценностях. Кроме того, опосредовано происходит ознакомление с видами производств конкретного региона, видами и названиями предприятий. При этом важно учитывать принцип концентрического эмоционального насыщения познавательной деятельности дошкольника.
В речевом развитии дошкольников происходит обогащение активного словаря названиями профессий, профессиональных действий, атрибутов; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с детской литературой о различных профессиях.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников при ознакомлении с миром профессий на основе краеведческого материала предполагает развитие элементарных представлений о видах искусства, о профессиях людей, занимающихся творчеством в конкретном регионе, городе, селе; реализацию самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); усвоению информации о труде взрослых будет способствовать изображение детьми представителей различных профессий.
Элементы ранней профориентации могут быть использованы при реализации образовательной области «Физическое развитие» и включать формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, профессиях людей, связанных с высокой двигательной активностью, в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом может быть организовано выполнение физических упражнений.
Таким образом, проблема ознакомления дошкольников с миром профессий как компонент трудового воспитания в детском саду сегодня не только не утрачивает своей актуальности, но и наполняется новыми смыслами: ценностным, концептуальным, технологическим.