Лучший педагог года

Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»

Людмила Беляева
Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»»

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о русских народных сказках, развитие эмоционально-нравственной сферы детей, морально-этических представлений.

Задачи:

Образовательные:

- обобщить знания детей о народных сказках, их героях, характерных качествах;

- показать моральные и нравственные нормы, заложенные в сказочный сюжет;

Публикация «Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Путешествие по сказкам“» размещена в разделах

- учить детей понимать и оценивать поступки персонажей сказки;

- формировать через сказочные образы нравственные убеждения: жить дружно, помогать другим в беде, сочувствовать, слушать старших;

- формировать способность к игровому перевоплощению в образ;

Развивающие:

- развивать умение детей думать, сравнивать и анализировать поступки сказочных героев; обогащать словарный запас;

- развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со сверстниками;

- совершенствовать выразительность движений.

Воспитательные :

- воспитывать доброжелательность, отзывчивость, сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь

- воспитывать любовь к устному народному творчеству;

- воспитывать интерес к драматизации, стремление участвовать в этом виде деятельности;

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.

Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие детей.

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".

Активизация словаря: лексическая работа с понятием "устное народное творчество",

Предварительная работа:

1. Чтение, рассказывание народных сказок.

2. Рассматривание иллюстраций к сказкам.

3. Просмотр мультфильмов по теме: "Народные сказки".

4. Проведение дидактических игр: "Узнай сказку по картинкам", "Чей головной убор?", "Из какой сказки герой?", "Собери сказку", "Что сначала, что потом?".

5. Разгадывание загадок.

Методы и приемы.

Словесные:

беседа;

обращение к опыту детей;

загадывание загадок;

педагогическая оценка, поощрения;

сюрпризный момент

Наглядные:

демонстрация слайдов, рассматривание иллюстраций

Практические:

решение проблемных ситуаций;

поисковые действия;

дидактические игры;

Ход занятия:

Ребята! Сегодня нас ждут сказки, увлекательные игры и ещё много

интересного.

Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошие настроение!

Дети с воспитателем :

Встанем рядышком, по кругу.

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень

Всем «Привет» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнётся-

Утро доброе начнётся - Доброе утро!

Воспитатель : Смотрите, сколько интересных книжек у нас здесь собрано! Вот сказки про Мойдодыра, Доктора Айболита, Муху-Цокотуху. Кто их написал? Кто их автор? Их написал замечательный поэт и сказочник Корней Иванович Чуковский.

А вот сказка о веселом деревянном человечке Буратино. Ее автор – Алексей Толстой. Вот сказка о Рыбаке и Рыбке. Ее автор – наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин.

А здесь, посмотрите, у меня много книжек. Но какую сказку, ни откроешь – нигде нет имени автора. Зато в каждой книжке написано: «Русская народная сказка». Кто же придумал эти чудесные истории? Давайте попробуем догадаться. Если сказки народные, значит, придумал их…. Народ!

Да, ребята, эти сказки так давно придумали, что никто уже не помнит имя того человека, который рассказал их первым. Когда-то давно книги были не у всех, не все люди умели писать и читать. Но, чтобы не скучать, взрослые сами придумывали сказки и рассказывали их друг другу, своим детям, внукам. Сказки народ передавал от одного человека к другому, из уст в уста. Что такое уста? (Ответы детей)

- Уста - это губы.

- Поэтому сказки - это устное народное творчество.

Отвечайте без подсказки,

Чему учат эти сказки?

(быть добрыми, щедрыми, трудолюбивыми, приветливыми, честными и т. д.)

А вот эта большая красивая книга, одна из наших любимых. В ней много интересных сказок, и одну из них я вам сейчас прочитаю (воспитатель открывает книгу).

- Ой! Что такое! Здесь ничего нет: ни иллюстраций, ни букв — чистые листы. Куда же всё пропало? Что же делать?

(Дети дают свои версии, как поступить в данной ситуации). (выпадает записка)

- А это что такое? Записка. От кого?

Ну-ка, почитаем:

Не ждала и не гадала?

Книгу я заколдовала.

Унесла из книги сказки,

Чтоб не знали дети ласки.

- Что ж, теперь не будет сказки? А кто это так сделал? Добрый человек?

- Нет, не добрый, а злой.

- Давайте дальше прочтем, чтоб узнать, кто это.

Угадайте-ка, кто я:

Есть избушка у меня,

У неё одно окошко,

И стоит на курьих ножках.

В ступе по лесу летаю,

Малых детушек пугаю.

- Кто это? (Баба Яга).

(воспитатель читает записку дальше)

Коли сказки вам нужны,

Попытайтесь их спасти.

Сделать это тот сумеет,

Кто все преграды одолеет.

Испытания, с которыми вы должны справиться, находятся в сундуке Кощея.

- Что же делать, как тут быть? (ответы детей)

- Я рада, что вы готовы вернуть сказки в книгу? Тогда в путь!

На пути у нас река, надо перейти через нее, чтобы попасть в сказку.

Обращает внимание детей на надпись на «камне» на берегу реки

- Глядите! Здесь что-то написано:

"Через речку перейдете, если мостик соберёте,

На вопросы отвечайте и дощечку получайте"

(ответы на вопросы на обратной стороне дощечек)

1. Как зовут самую знаменитую курочку?

2. Кто выполнял желания Емели?

3. Кто первым пришел в теремок?

4. На чем летала Баба Яга?

5. Кем оказалась лягушка?

6. Чем лиса угощала журавля?

6. Чем волк ловил рыбу в сказке «Лиса и Волк»

7. Без кого не могли вытащить репку?

Раздается волшебный звук

- Слышите этот волшебный звук? Это значит, что мы попали в сказочную страну. Только куда же нам идти?

Нужно оглядеться, может нам что подскажет. Какой предмет в сказках подсказывает путь? (волшебный путеводный клубок). А вот и волшебный клубок (воспитатель бросает клубок, дети идут за ним, находят сундук).

- Вот первое задание (достает из сундука свиток). Баба Яга предлагает прочитать ее сказку-загадку и назвать сказки, которые в ней спрятаны (предлагает детям сесть, читает сказку)

Сказка - загадка”

- Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: “Испеки мне, баба, колобок, а я пойду на речку, рыбку половлю”. Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: “Хаврошечка, я тебя съем!”. А она отвечает: “ Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи: “По щучьему веленью, по моему хотенью”. Желание исполнилось: появился домик-чудо, он не низок, не высок, из окна выпрыгнула лягушка, на голове у нее корона, напилась воды из козьего копытца и стала козленком, налетели гуси, схватили козленка и унесли. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Воспитатель : Ну и сказка, все перепутано? Давайте вспомним героев, которые встретились нам в сказке Бабы Яги (дети называют героев). Скажите, из каких известных вам сказок они к нам пришли? (Дети называют сказки : “Курочка Ряба”, “Колобок”, “Репка”, “Баба Яга”, “Крошечка Хаврошечка”, “По щучьему веленью”, “Теремок”, “Царевна-лягушка”, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “ Гуси-лебеди”,)

Раздается волшебный звук

- Этот волшебный звук говорит о том, что вы, ребята, справились с заданием

(достает из сундука конверт)

Посмотрите, какой большой конверт. Что же там?

Ну, так и есть, смотрите, записка!

Не стерпела, не смогла,

Все картинки порвала.

Если соберете,

В сказки их вернете

Вам, ребята, надо сложить из этих частей картинки, назвать сказки и рассказать, чему они учат, (дети работают в парах, под музыкальное сопровождение собирают картинки из сказок «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Кот, петух и лиса», «Колобок»- быть послушными, «По щучьему велению», «Колосок» – не лениться, Сказка о рыбаке и рыбке – не быть жадными, «Три медведя»- быть воспитанными, «Репка» - трудолюбие, «Теремок»- доброжелательность и доброта, «Лиса и журавль» - думать не только о себе, но и о других (хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, относись хорошо к другим).

(Раздается волшебный звук)

- С третьим задание вы тоже справились!

(воспитатель предлагает детям немного «размяться», проводится физминутка)

Физминутка

"В темном лесу есть избушка"

Темный лес, - дети делают круговые движения перед собой.

В лесу избушка – дети показывают руки вперед.

Стоит задом наперед – дети поворачиваются вокруг себя.

В той избушке есть старушка – грозят пальцем.

Страшная Яга живет – грозят пальцем другой руки.

Нос крючком, - показывают пальцем.

Глаза большие – показывают.

Словно угольки горят- покачивают головой.

Ух, сердитая какая! – бег на месте.

Дыбом волосы стоят – руки вверх.

Воспитатель достает из сундука маски-шапочки к сказке «Теремок»

- Как вы думаете, что Баба Яга хочет вам предложить? (Обыграть сказку). Теперь, ребята, вы станете настоящим артистами.

Инсценировка сказки «Теремок», текст «от автора» озвучивает взрослый ведущий (воспитатель предлагает детям прорепетировать, как должны ходить разные животные).

Раздается волшебный звук

- Я думаю, что этот волшебный звук говорит о том, что Бабе Яге понравилась показанная вами сказка.

-Что еще есть в сундуке? (Достает книгу)

- Ой, смотрите - чудеса!

Всё на месте! Вот так да!

Сказки вернулись в книгу.

- Какие вы молодцы! Все задания выполнили, потому что много знаете и умеете.

(дети садятся на стулья)

- Спасибо вам, ребятки за то, что помогли в книгу сказки вернуть. Вы такие умные разумные, а главное — добрые. В сказках добро всегда побеждает зло.

У доброго человека всегда много друзей, а с ними, с друзьями, жить веселей.

Посмотрите, в книге есть раскраски (лежат картинки, которые можно раскрасить и дома рассказать эту сказку маме и папе.

Воспитатель : Ребята, давайте подумаем: почему же Баба Яга злая?

Дети: Может ее никто не любит, может никто с нею не дружит или ей никто не говорил добрых слов.

Воспитатель : Может быть и так.

Воспитатель : Ребята, давайте мы скажем свои пожелания Бабе Яге, а волшебный клубочек нам поможет в этом. Ведь мы уже знаем, что добро побеждает зло

Упражнение «клубочек пожеланий». Мы будем передавать клубочек, и говорить своё доброе пожелание Бабе Яге.

Дети: Будь внимательной, заботливой, щедрой, добродушной, отзывчивой, не жадной, чуткой, доброжелательной, не делай никому зла.

(Принявший клубок, передаёт его с добрым пожеланием другому, когда клубочек возвращается воспитателю, тот его меняет на более яркий клубочек и поясняет)

Воспитатель : Ой, ребята посмотрите, от ваших добрых пожеланий клубочек стал ярким и весёлым. Значит, от добрых пожеланий и слов вокруг становится ещё светлее и ярче.

Мы оставим этот волшебный клубочек в стране сказок, а тот, кто его найдет и возьмет в руки, станет добрым, заботливым, щедрым.

А нам пора вернуться в детский сад.

Публикации по теме:

Дидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста Многие из нас хотят воспитать добрых и отзывчивых детей, однако мы больше уделяем внимания играм развиваюшим интеллектуальные способности,.

Фотоотчет о проведении викторины «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» для детей старшего дошкольного возрастаФотоотчет о проведении викторины «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» для детей старшего дошкольного возраста 6 июня знаменательная дата – день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Знакомиться с творчеством поэта начинают.

Конспект НОД социально-коммуникативное развитие по нравственному воспитанию «Путешествие в сказку» в старшей группе Задачи: Образовательные: Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как "друг", "дружба", "честность", "справедливость". Активизировать.

Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста9 группа Конспект по развитию финансовой грамотности.

Организация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возрастаОрганизация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста Время не стоит на месте, а стремительно бежит вперёд, внося свои изменения в нашу жизнь, и жизнь общества в целом. К большому сожалению,.

План по нравственному воспитанию через использование устного народного творчества для детей старшего дошкольного возраста Сентябрь. Календарно – обрядовые праздники: Осень, осень, в гости просим» (беседа). Цель: закрепить представление детей об осеннем времени.

Сценарий физкультурного досуга «Путешествие по сказкам К. Чуковского» для детей старшего дошкольного возраста с ТНРСценарий физкультурного досуга «Путешествие по сказкам К. Чуковского» для детей старшего дошкольного возраста с ТНР Цель: использование игр и игровых упражнений на развитие координации движений в крупных мышечных группах, для детей с ТНР. Задачи: Обучающие:.

Сценарий игры-викторины для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»Сценарий игры-викторины для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» Цель – Обобщить и расширить знания детей о творчестве А. С. Пушкина. Задачи - Формировать у детей.

Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию в группе раннего возраста «Маша варежку надела…» Социально – нравственное воспитание. Ранний возраст. Тема: Маша варежку надела… Задачи: Продолжать знакомить детей с предметами рукотворного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»
Опубликовано: 27 марта 2024 в 21:09
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Беляева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД