Елена Васильевна Алексеева
Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи ребенка – процесс сложный и многогранный. Дошкольник накапливает определенный запас слов, опираясь на свой опыт из предыдущих общений. Главное место в речи ребенка 4 – 5 лет занимают существительные и глаголы, и только потом начинают активно употребляться прилагательные и местоимения, которые не только описывают предмет, но и его состояние. Постепенно дети начинают задействовать разговорную речь, излагая свои действия и мысли простыми и сложными предложениями, также происходит становление звуковой системы языка. Чем богаче речь, тем у ребенка появляется больше возможностей в познании окружающего мира, рассказ ребенка становится более содержательным, ему легче общаться со сверстниками и взрослыми. Происходит активное психологическое развитие. Речь ребенка необходимо формировать в комплексе с общим развитием. К четырем годам в физическом и психическом развитии происходят значительные изменения, но для детей данного возраста все еще характерны неустойчивость внимания, повышенная эмоциональность, быстрая утомляемость, неспособность к длительным волевым усилиям. Для формирования речевых умений требуется многократное повторение, доступность и увлекательный материал, который заинтересует ребенка, и благоприятная эмоциональная атмосфера.
Публикация «Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактической игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Для речевого развития дошкольников необходимо использовать различные виды игр, так как игровая деятельность является ведущей, важно учитывать цель и мотив игры. Дидактическая игра является важным звеном обучения и развития при усвоении программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность развивать все компоненты речевого аппарата ребенка. В игровой деятельности дети получают возможность закрепить словарь, развивать связную и диалогическую речь, расширять и закреплять полученные знания, развивать навыки коммуникации как со взрослыми, так и со сверстниками. Игра помогает сделать образовательный процесс более увлекательным, стимулирует процесс усвоения знаний, умений и навыков. Посредством игр решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности, что очень важно для развития логического мышления.
Дидактические игры имеют определенную структуру, дидактическую задачу, игровые правила и действия. Игра отличается от других видов игр тем, что выполнение правил контролируется игровыми действиями. Методика проведения игры включает в себя ознакомление с содержанием игры, материалом, объяснение правил.
Соблюдение правил игры – обязательное условие, которое требует от детей умений выстраивать общение между играющими, и волевых усилий.
Существует несколько видов дидактической игры : дидактические игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры.
Дидактические игры с предметами разнообразны по игровым материалам.
Игровым материалом могут быть игрушки, бытовые предметы, природный материал (листья, камешки, ракушки и т. д, произведения декоративно-прикладного искусства, также подручные материалы (крышки, футляры от шоколадных яиц, лоскутки ткани).
Настольно-печатные игры основываются на парности картинок, которые могут дифференцироваться по задачам и степени сложности. Это различные лото, конструкторы, мозаики, пазлы. Такие игры имеют коллективный характер, поэтому имеют соревновательный эффект, стимулирующий детей на развитие самостоятельности и активность мышления и речи. Настольно-печатные игры основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение.
Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы, о различных профессиях. Настольно-печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.
Для словесных игр характерно то, что решение учебной задачи ребёнком происходит как мыслительный процесс. Ребёнок может представлять, фантазировать, совершенствовать имеющиеся знания без игрового материала и без наглядности.
При использовании такой игры у ребенка задействованы аудиальный (слуховой) канал для восприятия информации и происходит развитие внимания, речи, быстроты реакции. В качестве информационного материала для словесных игр воспитатель может использовать стихи, потешки, загадки, прибаутки.
Основной задачей взрослого является направление и наблюдение, создание условий, чтобы заинтересовать и мотивировать ребенка. По окончанию игры педагог может сделать анализ, какие приемы оказались наиболее эффективными для достижения целей. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности ребенка для проведения последующей работы. Любые дидактические игры дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи. Также важно отметить, что игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает ее целостность, снижает воспитательное воздействие.
Дидактическая игра позволяет повысить восприимчивость детей и разнообразит образовательную деятельность. Данная игра является основным способом развития связной речи для детей среднего возраста. В современном мире педагогу необходимо найти максимум педагогических ситуаций и игровых элементов, чтобы мотивировать детей к активной речевой деятельности, все это позволяет ребенку более качественно усвоить программный материал.