Анастасия Игнатова
Речевое развитие детей посредством ознакомления с родным краем
▼ Скачать + Заказать документы
«Каждый шаг ребёнка должен быть
путешествием к истокам мышления
и речи – к чудесной красоте природы»
В. Сухомлинский
Это мнение выдающегося педагога мною взято за основу обозначенной педагогической идеи. Ведь на сегодняшний день одна из актуальных проблем в дошкольном воспитании, является развитие речи. К сожалению, вслушиваясь в речь дошкольников видно, как тяжело им ещё выразить словами то, что чувствуют, слышат и видят.
Публикация «Речевое развитие детей посредством ознакомления с родным краем» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Природа родного края – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для нравственного, интеллектуального и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания.
В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, логического мышления.
Таким образом, в процессе систематических, целенаправленных наблюдений у ребёнка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложноподчиненным предложением.
Вслушиваясь в речь дошкольников, видно сколь скудны ещё их познания о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Не хватает слов и для передачи смысла знакомой сказки, рассказа.
Можно обнаружить, что существительные ребёнок заменяет местоимениями, нарушает порядок слов в предложении и т. п. Типичны затруднения детей в употреблении склонений и спряжений (хотеть, хотят) и т. п.
Одними замечаниями “говори правильно” дело не поправить. Всё это надо сделать своевременно, иначе, начав учиться в школе, ребёнок будет делать ошибки при письме.
Важную роль для развития познавательно-речевой сферы дошкольников имеет правильно организованная развивающая среда. Обогащая предметно-развивающую среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, речевую активность в группах детского сада оформлены центры природы и экспериментирования.
Воспитывать любовь к природе помогает центр природы, в котором содержатся комнатные растения, огород на подоконнике, дидактический и иллюстративный материал, различные энциклопедии.
Ухаживая за комнатными растениями и растениями мини-огородов, дети получают представление о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать, овладевают способностью к сравнительному анализу: находят сходство и различие между растениями и их частями (окраска листьев, величина, форма, количество листьев и т. д.). А это в свою очередь способствует накоплению словаря, его активизации и развитию речевой деятельности детей. В работе по развитию речи педагоги используют метод наблюдения, организуют исследовательскую деятельность.
На прогулках:
- педагог расширяет и уточняет конкретные представления детей о характерных признаках времён года. Важно не только помочь ребёнку заметить, что произошло, но и получить от него ответ, как он узнал об этом, почему он думает именно так, а не иначе. Это не только развивает связную речь, но и логическое мышление;
- педагог обращает внимание на красоту деревьев, кустарников, цветочных клумб, формирует умение сравнивать их по внешним признакам, отличительным особенностям в беседах, дидактических играх «Назови «какое?», «Чем отличаются?», «Назови дерево», с помощью наводящих вопросов «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Что делает?»;
- педагог учит детей определять погоду по приметам, описывать объект или явление, устанавливать связи между явлениями природы (когда сильный мороз, дым из труб поднимается столбом, снег скрипит под ногами, рассыпается в руках, при дыхании виден пар). Для обогащения образной речи педагог использует художественное слово, народные приметы, поговорки, пословицы, загадки, предлагает составить совместный рассказ, выполнить фонетические упражнения.
Также обязательно включить тактильное обследование (если это возможно) : потрогать ствол дерева, листочек, иголочки. При этом можно предложить рассказать стихотворение, пословицу, поговорку, загадку. Система наблюдений, подбор стихов, рассказов, примет, загадок, пословиц делают прогулку более интересной и содержательной.
Если нет возможности понаблюдать за объектом природы в естественных условиях, используются картины, иллюстрации, художественная литература, видеозаписи. Кроме того, дети знакомятся с происхождением некоторых слов (например, почему грибы называются подберёзовик, мухомор).
В исследовательской деятельности можно использовать строительные игры с землей, песком, снегом, льдом, водой. Они помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют ребят думать, сопоставлять и делать выводы. В процессе проведения опытов дети учатся получать результат, делать выводы и умозаключения.
Содержательная исследовательская деятельность позволяет расширять знания детей о природе, обогащать сенсорный опыт детей, тренировать мелкую моторику рук, активизировать речевые проявления – это игры экспериментирования «Испечем пирожок», «Тонет – не тонет», «Поймай рыбку», в которых дошкольники познают сыпучесть песка, текучесть воды, тяжесть камушка и т. д.
Важное значение отводится роли родителей воспитанников. На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях, в беседах рекомендуется поощрять поисковую активность детей, необходимо объяснить родителям, что знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным для ребенка.
Целенаправленная работа по развитию речевой активности детей, использование разнообразных методов и форм работы с детьми на занятиях, во время игры, в процессе трудовой деятельности, во время прогулки, сотрудничество с родителями воспитанников, насыщенная развивающая среда помогают добиться успехов в формировании речевых навыков детей посредством эмоционально позитивного опыта общения с природой.
Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний об окружающей действительности, происходит совершенствование формы выражения мыслей, обогащение лексики, достижение чёткости и последовательности изложения, эмоциональной речи.