Светлана Пушкина
Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством обогащения сенсорного опыта
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Нарастание экологических проблем, стремительный прогресс, многократный рост количества развлекательного игрового материала для детей -эти факторы существенно влияют на развитие детей, и не в лучшую сторону.
Современный ребёнок уже не так активно занимается познанием мира, как его ровесники ещё четыре десятка лет назад.
Публикация «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством обогащения сенсорного опыта» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Если раньше малыш хватал в руки всё, что попадётся, исследовал мир всеми возможными способами, то сейчас уже с года дети всё чаще заняты планшетами, мультиками -всем, что так нравится и намертво приковывает их внимание.
С самого рождения дети начинают познавать мир-сначала посредством звуков, образов, телесного контакта с близкими людьми, затем начинается этап сенсорного развития.
И чем больше различных различных фактур и текстур будет окружать малыша, тем гармоничнее будет его развитие.
В игре у детей развивается мелкая моторика пальцев, мышление, логика.
Именно на развитие мелкой моторики в настоящее время делают акцент педагоги ДОУ, помогая малышу, они тем самым способствуют развитию его речи, ведь не секрет, что нервные рецепторы в пальчиках связаны с зонами мозга, ответственными за речь.
Логопеды бьют тревогу: число ребятишек с речевыми патологиями растёт в геометрической прогрессии.
Чтобы нивелировать влияние негативных факторов, постоянно разрабатываются новые дидактические игры, применяют и испытанные временем методики.
Дети, у которых наблюдаются речевые нарушения, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук.
Как правило у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений.
Эти дети трудно усваивают двигательные процессы.
Если у ребёнка слабо развита мелкая моторика рук, то игры с прищепками будут очень полезны.
Сегодня в магазинах очень большой выбор различных игрушек: конструкторы, головоломки, лото, большое разнообразие развивающих игр.
В последнее время всё большей популярностью у детей и родителей пользуются игры с прищепками.
Впервые развивающие игры с прищепками были предложены Марией Монтессори. Эта женщина ещё в 1970 году в Риме организовала свою первую «Школу Монтессори», где начинала работать сначала с умственно отсталыми детьми, а затем перешла со специальной на общую педагогику.
Она первой предложила развивающие игры с деревянными прищепками.
В наше время выпускается огромное количество разнообразных прищепок, разных по цвету, размеру, дизайну, их всё охотнее используют для развития ребёнка-как дома, так и в детских образовательных учреждениях.
Прищепки вызывают у детей большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического речевого опыта.
Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус.
Цели таких игр
Развивать мелкую моторику рук, упражнять в звуковом анализе и синтезе, закреплять знания о согласных и гласных звуках.
Закреплять знания лексических тем, развивать творческое мышление, фантазию.
Развивать речь, память, мышление, воображение.
Игра «Составь схему»
Оборудование: карандаши, счётные палочки, прищепки красного, синего, зелёного цветов.
Задание: логопед показывает детям картинку, дети называют слово, на стол выкладывается карандаш, обозначающий слово.
Дети хлопками определяют количество слогов в слове.
Выкладывают под карандашом столько счётных палочек, сколько слогов в слове.
Затем составляют звуковой анализ каждого слога, на счётную палочку крепятся прищепки соответственно характеристики звука. (гласный – красный цвет, согласный твёрдый-синий цвет, согласный мягкий- зелёный цвет)
Вопросы по схеме:
1 Какой карандаш обозначает слово?
2 Сколько слогов в этом слове?
3 Сколько гласных звуков вы видите?
4 сколько согласных звуков в слове?
Игра «Живое предложение»
Оборудование: прищепки и сюжетная картинка.
Логопед показывает детям сюжетную картинку. Они составляют предложение по картинке. Н-р Мама моет посуду.
Дети выстраиваются в ряд, сколько слов в предложении, столько выходит детей. По очереди они называют первое, второе и третье слова в предложении.
Выкладывают схему предложения при помощи прищепок.
Каждая прищепка-одно слово.
«Очистим море»
Оборудование: синяя ткань, мольберт, прищепки, картинки с морскими обитателями.
Логопед просит детей очистить море от посторонних жильцов. Дети по очереди подходят и открепляют картинку того животного, которое не живёт в море.
Пример ответа: Я убираю щуку,она не живёт в море, а живёт в реке.
Игра «Подбери плоды и листики к дереву»
Оборудование: картинки с изображением деревьев, карточки с изображением плодов и листьев деревьев, прищепки.
Логопед раздаёт детям картинки с деревьями и карточки с листьями и плодами деревьев, детям нужно к каждому дереву правильно подобрать карточки с плодом и листиком, прикрепить прищепкой к дереву.
Игра «Маленькая хозяйка»
Оборудование: кастрюля, салатница (сделанные из картона) карточки с ягодами, фруктами, овощами, прищепки.
Логопед раздаёт детям карточки с фруктами, ягодами, овощами.
Задание: помочь маленькой хозяйке выбрать необходимые фрукты. Ягоды, овощи для компота и салата, дети прищепками прикрепляют нужные картинке к салатнице и кастрюле.
Игра «Выучи считалку»
Оборудование: мольберт, ленточки, прищепки, картинки: мишка, кошка, матрёшка, башня, пушка, гармошка.
Логопед читает детям текст считалочки.
Раз, два, три, четыре.
Мы считалочку учили
Мишка, кошка и матрёшка.
Башня, пушка и гармошка.
В соответствии с текстом дети прикрепляют прищепками на ленточки картинки и рассказывают считалочку с опорой на наглядность.
Результативность использования прищепок
Нетрадиционные методы воздействия-это перспективное средство развивающей работы с детьми, имеющих нарушения речи.
С помощью таких нетрадиционных методов и приёмов у детей пробуждается интерес к занятиям, происходит обогащение активного словарного запаса, формирование связной речи.
Речь ребёнка становится яркой, эмоциональной.
Во время игры с прищепками следите за тем, чтобы ребёнок не прищемил себе пальчики или другие части тела.
Выбирать прищепки нужно такие, чтобы легко открывались.
И, конечно, хвалить нужно детей постоянно!