Легенченко Ольга Николаевна
Речевое развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дети, возраста 3-4 лет очень любознательны, активно изучают все вокруг. На данный момент они накопили достаточно знаний о различных объектах и явлениях, могут высказывать простые суждения о них и делать собственные выводы. Происходит активное развитие способности к обобщению - дети начинают объединять в группу различные предметы, похожие по тем или иным причинам или назначению. Улучшаются речевые навыки - речь становится более сложной и понятной.
Публикация «Речевое развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
На 4-м году жизни у детей еще недостаточно возможностей для регулирования речевого дыхания - они часто пропускают паузы между словами и фразами, иногда неправильно расставляют ударения и не произносят окончания слов. В этом возрасте детям непросто сразу овладеть умением последовательно выражать свои мысли, грамматически правильной структурой предложений и четким произношением звуков.
Существуют различные методики развития речи детей 3-4 лет, которые родителям не составит труда освоить самостоятельно. Постоянно расширяйте сферу общения вашего ребенка. Знакомьте его с людьми разного возраста. Постепенно увеличивайте словарный запас ребенка. Выучите с ним новое слово и повторяйте несколько дней, закрепите его в словарном запасе. Обратите внимание, как он говорит шипящие и мягкие звуки. Исправьте это, если он произносит их неправильно. Говорите с ним по-разному: тихо и громко, быстро и медленно. Читая сказку, обращайте внимание на голос, интонацию, тембр, экспрессию. За любые успехи и достижения обязательно хвалите и поощряйте своего ребенка. Обсуждайте все, что вы видите во время прогулки. Старайтесь спрашивать о прошедшем дне, о мультфильме, который вы смотрели. Каждый день читайте детям разные сказки, загадки и учите стихотворения.
Не забывайте об упражнениях и играх которые развивают мелкую моторику, которая тесно связана с речь. Предлагайте ребенку поработать пальчиками (пазлы, конструкторы, песок, пластилин, глина, тесто, все это развивает мелкую моторику. Научите его завязывать шнурки.
Поиграйте с ним в словесные игры «Кто говорит?», «Что где?», «Съедобно или нет?», «В чем разница между предметами?», «Опишите предмет» и т. д.
Речевое развитие ребенка 3-4 лет может многое рассказать о способностях и социализации маленькой личности, которая должна соответствовать определенным нормам. В случае отклонений родители должны предпринять ряд шагов, чтобы заполнить пробелы. Это можно сделать как самостоятельно, так и с привлечением логопеда. Главное - не останавливаться и не отчаиваться. Тот, кто нацелен на результат, обязательно его добьется.
В это время активно формируется умение употреблять окончания падежей и глагольные формы. В речи ребенка появляются местоимения, числительные, наречия и прилагательные. Однако, несмотря на все достижения, детская речь в этом возрасте далека от идеала. Ребенку не всегда удается составить для взрослых связный и понятный рассказ, много грамматических ошибок, неточностей в употреблении предлогов.
Какие действия родителей помогут быстро исправить недостатки детской речи?
В первую очередь, взрослым нужно правильно и незаметно поправить ребенка, если он злоупотребляет словом или его грамматической формой. Правильно повторите детское предложение, представьте речевой образец.
Говорите вслух о том, что вы делаете, что чувствуете. Говорите ясно, не употребляя уменьшительно-ласкательные слова. Читая сказки, расспрашивайте ребенка о прочитанном, как он относится к персонажам и героям.
Следите за своей речью. Он не должен содержать «слов-паразитов», иначе через некоторое время вы услышите их от сына или дочери. Помните, что ребенок может произнести их везде: в магазине, на мероприятии, в транспорте.
Использование ласковых уменьшительных суффиксов также плохо для ребенка. Произносить их намного сложнее, и ваш малыш, вероятно, начнет говорить неразборчиво, невнятно. Лучше использовать слово таким, какое оно есть на самом деле. Например, скажем, медведь, а не медвежонок, нос, а не носик, рука, а не ручка. Иначе в будущем ваш ребенок будет называть эти слова именно так.
Если вы не уверены, что сами являетесь образцом литературной речи, читайте ребенку побольше книг, стихов, народных сказок, чаще вспоминайте фольклор: детские стишки, скороговорки, тексты песен, и т. д. Развитие речи у детей в возрасте 3 лет напрямую связано с развитием мелкой моторики (т. е. стимуляцией кончиков пальцев).
Ум ребенка развивается быстрее, когда он занимается рукоделием или играет с мелкими предметами.
Так что научите ребенка творчеству: лепите различные фигуры из пластилина, цветного теста или глины, собирайте конструктор, используйте нестандартные техники рисования.
Вспомните, как в детстве папа и мама показывали театр теней, и с помощью пальчиков показывали разных животных. Пусть ваш малыш попробует завести котенка или собаку. Можно попробовать поиграть с ребенком в ролевые игры. Предложите ребенку представить себя в роли продавца, воспитателем детского сада, каким-нибудь сказочным персонажем (мишкой, зайчиком). В процессе воспитания главное - не кричать на ребенка, не расстраиваться, когда что-то не получается.
Помните: ваш ребенок только учится говорить. Речь ребенка 3-4 лет еще очень далека от речи взрослого, и с этим нужно мириться. Важно не только научить ребенка правильно говорить, но и «слушать» язык. Чем больше вы разговариваете с ребенком, учите его, играете с ним, сосредотачиваете его внимание на особенностях произношении слов, тем быстрее вы достигнете желаемого эффекта.