Бахвалова Наталия
Речевое развитие детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Речь ребенка в 4-5 лет
Речь детей 4-5 лет становится более осознанной, отличается разнообразием, точностью и содержательностью. Дошкольник быстро запоминает слова, правильно воспроизводя их. Наступает период активного общения со сверстниками. Быстрое созревание головного мозга сопровождается появлением способности к изложению своих мыслей. Развитие речи для детей 4-5 лет играет важную роль в социализации и подготовке к обучению грамоте.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Звуковая сторона речи. Звуковая сторона речи у детей четвертого года жизни продолжает активно формироваться. Дети овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. Некоторые нарушения произношения, встречающиеся в этом возрасте, считаются возрастной нормой:
• Употребление шипящих и свистящих звуков может быть неустойчивым, правильным в одних словах и неправильным в других (шуба – сюба);
• Звуки [р] и [л], не всегда правильно произносятся в словах, дети заменяют их другими звуками (молоко – мовоко, руки – йюки);
• Неотчётливо произносят малознакомые слова.
В норме к концу 5-го года у дошкольника должны исчезнуть все неточности и трудности звукопроизношения. Если к пяти годам у ребёнка наблюдаются нарушения в произношении некоторых звуков, необходимо обратиться за помощью к логопеду, так как недостатки устной речи в дошкольном возрасте могут повлечь за собой нарушения чтения и письма в школе.
Речевой (фонематический) слух. В этот период совершенствуется речевой слух. Дети могут различать слова, отличающиеся одной фонемой (мишка — мышка). Новообразованием пятого года жизни становится возможность узнавать звук в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа. Дети могут изменять интонацию и тембр голоса при выразительном пересказе. Умеют говорить шепотом. Могут отмечать ошибки произношения не только у окружающих, но и у самих себя.
Словарный запас. Увеличение активного словаря (к 4 годам он достигает 1600 - 2000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как со взрослыми, так и с детьми. Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи. В речи увеличивается количество существительных и глаголов. Появляются наречия, числительные, чаще встречаются местоимения. Появляются и активно расширяются обобщающие слова, физические качества (холод, гладкий, свойства (бьется, ломается, слова, обозначающие ориентировку во времени и пространстве (утро, вечер, потом, сначала, назад, вперед).
Грамматический строй речи продолжает формироваться, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы.
Связная речь. Дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок может связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать игрушку, рассказать об изображенном событии на картинке, пересказать знакомый текст. Свои ответы ребенок строит из 2—3 и более фраз все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Дети с удовольствием заучивают стихотворения, потешки, скороговорки.
Речь ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. Очень важно, чтобы взрослые заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильность.