Халипаева Регина
Конспект занятия «Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью детей
Задачи:
1. Расширить представления педагогов о формах и причинах жестокого обращения с детьми и признаках речевого насилия.
2. Способствовать осознанию воспитателями негативного воздействия речевого насилия на психическое и психологическое здоровье детей.
3. Отработать с участниками техники:
А) «Я-сообщение и ты-сообщение»
Б) Введения правил, ограничений на действия детей
Публикация «Конспект занятия „Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью детей“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насилие. Жестокое обращение с детьми
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ход занятия
1. Разминка. Упражнение «Сменяющиеся команды»
Ход упражнения. Участники по сигналу ведущего «четверки» должны как можно быстрее образовать группы по четыре человека в каждой. После этого ведущий называет любое действие, которое участники должны выполнить. Каждый раз по новому сигналу участники вновь образуют группы и выполняют новые действия, например:
• «тройки» — возьмитесь за руки, каждый должен рассказать о том, что умеет хорошо делать;
• «шестерки» — выставите вперед правое плечо и расскажите друг другу, какие запахи вам особенно нравятся;
• «семерки» — попытавшись пошевелить ушами, расскажите друг другу о звуках, которые вам приятно слышать;
• «двойки» — хлопните себя по плечу, вспомните и расскажите о своих достижениях за прошлый учебный год;
• «двадцать пять» (называется общее количество участников занятия) — встаньте в круг, обхватите за талию стоящих рядом. Сделайте шаг вперед, чтобы круг стал настолько тесным, насколько это возможно, и громко крикните: «Добрый день, коллеги!».
2. Вступительное слово
Педагог-психолог знакомит участников с темой и задачами практического занятия.
Информация для участников. Защита маленького ребенка от всех форм насилия — актуальная, значимая задача ДОУ. Жестокое обращение с детьми предполагает любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное, в том числе и речевое) насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
Психологическое (или эмоциональное) насилие — это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей, вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни.
Сегодня мы акцентируем наше внимание на речевом насилии, которое совершается с помощью речевых средств. Оно представляет угрозу психическому и психологическому здоровью ребенку.
3. Упражнение «Детская обида»
Материал: бланки по количеству участников — лист бумаги, разделенный на три графы: «Обидные слова», «Эмоции, чувства», «Последствия».
Упражнение выполняется индивидуально каждым участником на отдельном бланке. Ведущий заранее оговаривает, что написанное не будет предано огласке без желания участника. После выполнения упражнения предлагает высказаться всем желающим.
Инструкция ведущего: Детские эмоции отличаются от наших. Они более сильные, яркие, бурные. Все события, которые мы пережили когда-то, оставляют следы в нашей психике и нашем теле. В жизни каждого человека бывают обиды. Вспомните свою детскую обиду, ту ситуацию, в которой она возникла. (Ведущий раздает бланки.) Перед вами лист бумаги, разделенный на три графы: в первой напишите слова, которые ранили вашу душу, показались вам обидными, во второй — укажите, какие эмоции и чувства вызвали в вас эти слова, в третьей — отметьте, какой отпечаток они наложили на ваше развитие и дальнейшую жизнь.
Информация для участников. К речевому насилию относятся : угрозы в адрес ребенка; замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка (в том числе, публичные унижения); принижение его успехов; постоянная критика в адрес ребенка; подавление инициативы; обвинение в адрес ребенка (брань, крики); наказание за неправильный ответ; некорректное высказывание о внешнем виде; привилегированное отношение к заискивающим детям; отказ в утешении, когда дошкольник действительно испуган или подавлен; негативная характеристика ребенка; отождествление ребенка с конфликтующим или неприятным для воспитателя родителем; перекладывание на воспитанника ответственности за свои неудачи; открытое признание в нелюбви и ненависти к ребенку.
Пережитое речевое насилие оказывает влияние на всю последующую жизнь человека. Исследования показывают, что у людей, подвергшихся речевому насилию, в 1,5 раза чаще наблюдаются симптомы депрессии и тревожности, в течение жизни эти люди в 2 раза чаще страдают от аффективных и тревожных расстройств. Более 30% участников исследований сообщают о том, что они иногда или часто подвергались речевому насилию (оскорбления, брань, угрозы физического насилия, язвительные замечания о поведении) со стороны родителей. Со временем дети начинают верить негативным оценкам, которые высказываются в их адрес, и используют их как объяснение всего того, что им не удается в жизни.
У людей могут наблюдаться трудности функционирования в супружеской и родительской ролях: выросшие в жестокости мальчики сами становятся обидчиками, а девочки, как правило, связывают свою жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной. И те, и другие не только испытывают сложности при создании собственной семьи, но и не могут дать своим детям достаточно тепла, чтобы воспитать их физически и нравственно здоровыми.
4. Групповое обсуждение «Признаки речевого насилия»
Материал: рисунок «Портрет ребенка, подвергшегося речевому насилию»; памятка «Признаки речевого и психического насилия над ребенком» на каждого участника.
Инструкция. Участникам предлагается назвать признаки, по которым можно определить, что ребенок подвергся речевому насилию. Ведущий обращает внимание присутствующих на рисунок «Портрет ребенка, подвергшегося речевому насилию».
После того как участники высказались, ведущий подводит итог и раздает памятки.
Признаки речевого и психического насилия над ребенком :
• постоянно печальный вид, длительно сохраняющееся подавленное состояние;
• беспокойство, тревожность, нарушение сна;
• агрессивность;
• склонность к уединению, неумение общаться;
• нервный тик, энурез; различные соматические заболевания;
• вредные привычки;
• задержки умственного развития, плохая успеваемость;
• проблемы с едой;
• излишняя уступчивость или осторожность;
• низкая самооценка;
• антиобщественное поведение вплоть до вандализма
5. Упражнение «Техника обратной связи для оценки поведения детей»
Сейчас мы с вами потренируемся давать детям правильные оценочные высказывания
Материал: схема «Я-сообщение»; 4 таблицы «Обратная связь педагогов относительно поведения детей».
Педагог-психолог : Можно ли педагогам избежать отрицательных оценок в повседневной практике? Оценка — первый элемент психологически грамотного взаимодействия с детьми. Это обратная связь, помогающая дошкольнику сориентироваться в своей активности, нормах поведения и в собственном «Я». Она — основа для формирования самооценки ребенка. Иногда эмоции, вызванные поступком ребенка, настолько сильны, что мешают педагогам адекватно отреагировать и дать взвешенную и объективную оценку случившемуся. В такой ситуации типичная ошибка воспитателя — прямая, чаще всего негативная оценка личности ребенка в целом, а не отдельного его поступка. Хороший воспитатель старается разобраться, что же произошло с ребенком, а педагог «не на высоте» оценивает его характер и личностные качества. Именно здесь и пролегает граница между профессиональным и непрофессиональным общением, или психологически грамотным и безграмотным взаимодействием.
«Я – сообщение»
Обратная связь педагогов относительно поведения детей
Ситуация Оценка Чувства «Я – сообщение»
Играя, девочка пытается оторвать кукле ногу. «А если бы тебе пытались оторвать ножку, тебе было бы приятно?» Сострадание «Мне очень жаль, что дети так обращаются с куклами, и если так будет дальше продолжаться, то кукол у нас не останется. И мне придется их спрятать.
Примеры ситуаций для педагогов:
1. Один ребенок ударил другого.
2. Мальчик отобрал машинку у сверстника.
3. Девочка задавила ногой жука.
4. Девочка обзывает другого ребенка.
5. Мальчик пугает детей из-за двери.
6. Играя, девочка выбирает для себя лучшую игрушку.
7. Мальчик громко кричит на детей, когда его не берут в игру.
8. Девочка на прогулке, не подчиняясь воспитателю, убегает в сторону.
9. Дети не хотят собирать игрушки после игры.
10. Дети громко кричат в группе.
11. Ребенок вечером устраивает истерику родителям, не желая уходить из группы.
12. Двое детей бегают друг за другом по группе и громко кричат.
Педагоги выполняют упражнение и озвучивают свои сообщения.
Вывод.
После выполнения задания группы презентуют результаты работы, проводится обсуждение:
• Чем отличаются между собой высказывания в колонках «Оценка» и «Я-сообщение»?
• Какую информацию получает ребенок из оценочного высказывания (колонка 2, а какую — из «Я-сообщения» (колонка 4?
• Легко ли было сформулировать «Я-сообщение» в каждой ситуации?
Осуждая, порицая, критикуя ребенка, мы чаще всего задеваем его личностные качества и тем самым не способствуем развитию у него ответственности за конкретные поступки, а также формируем неадекватную самооценку. Давая обратную связь в виде «Я-сообщения», мы демонстрируем ребенку наше отношение к его поведению через вербализацию собственных эмоций и чувств, предоставляем ему выбор изменить свое поведение или продолжить его, но затем нести ответственность за последствия.
Причины речевого насилия, по отношению к воспитанникам.
• Механическое перенесение в сегодняшний день систем воспитания, традиционных для Советского Союза. Педагогика того времени основывалась на «стирании» индивидуальности ребенка и отличалась авторитаризмом.
• Психологическая неустойчивость педагогов: труд очень напряженный в эмоциональном плане, требующий большого самообладания и саморегуляции. Слабое владение навыками общения часто приводят к эффекту «выгорания» и делают педагогов в стрессовой ситуации и палачом и жертвой одновременно.
• Большая загруженность педагогов дополнительными обязанностями, большая наполняемость групп, недостаточная наполненность развивающей среды для детей.
• Профессиональная несостоятельность, выражающаяся в неумении или нежелании педагога с уважением отнестись к личности и проблемам ребенка.
Таким образом, для сведения к минимуму речевого насилия в детском саду необходимо осознание педагогами его вреда, своевременное осознание своих негативных эмоций, овладение техниками саморегуляции, предоставление воспитанникам обратной связи относительно их поведения, введения правил, ограничений на действия детей. Все это будет способствовать сохранению психологического здоровья и детей, и взрослых.
6. Информация для участников «Экстренные меры, помогающие справиться с бурными эмоциями»
Материалы: памятки на каждого участника.
Педагог-психолог : Педагоги знают правила психологически грамотного взаимодействия, но на практике зачастую слышны раздраженный голос воспитателя, дающего негативные оценки поступкам детей, некорректные указания и даже порой угрозы. Почему это происходит? Мы с вами говорили о том, что все события, которые мы переживали когда-то, в том числе и неприятные, оставляют следы в нашей психике и нашем теле. Предположим, в детстве от вас требовали порядка. Это требование допекало, вы бунтовали, но сопротивление было подавлено. Однако отрицательные эмоции и переживания никуда не делись. Они словно застыли внутри нас, и мы со временем перестаем их замечать. Но если кто-то наступает на «любимую мозоль» (а дети — большие мастера по этой части, то мы начинаем вести себя неадекватно, злиться, обижаться, раздражаться без особой на то причины. Между «несимпатичной» эмоцией, готовой вас захлестнуть, и действием, на которое она толкает, всегда есть промежуток времени. Воспользуйтесь им, чтобы погасить страсти, а энергию направить в мирное русло. Ведущий раздает памятки.
7. Групповая работа «Зонтик правил»
Материал: на буклете рисованный зонтик, фломастеры, цветные карандаши.
Педагог-психолог : Что делать воспитателю, чтобы ситуаций речевого насилия не возникало? Необходимость негативной оценки педагогами поведения детей отпадет, если в группе есть дисциплина и выполняются правила поведения. Мы привыкли к тому, что соблюдать правила детей можно только заставить. Странным кому-то покажется мнение психологов о том, что дети сами нуждаются в правилах и ограничениях, что они рады их соблюдать, вот только бы были условия.
Продолжим нашу работу в подгруппах. Запишите на листах бумаги ответ на вопрос: «Какие запреты для детей можно услышать в группах детских садов?». (Участники выполняют работу.) В списках зачеркните те запреты, без которых можно обойтись, а также противоречащие естественным потребностям детей в движении и познании окружающего мира. Из оставшихся запретов составьте список рациональных и необходимых правил. (Участники выполняют задание.)
Сейчас мы с вами изготовим дидактическое пособие для детей — «Зонтик правил». Зонтик защищает нас и близких людей от различных погодных невзгод. Именно таким образом можно представить себе и правила, каждое из которых — словно одна из спиц зонтика, за которую держится защитный тент. Если спиц несколько, то тент будет крепче держаться и защитит нас, если их слишком много, то они могут натянуть тент с такой силой, что он треснет по швам. Задача взрослого — вручить ребенку этот «зонтик» и научить пользоваться им, т. е. помочь ребенку усвоить правила и обучить его самостоятельно управлять своим поведением в соответствии с ними. Из разных изобразительных материалов изготовьте «Зонтик правил», используя знаки и символы. (Участники выполняют и демонстрируют результаты своего труда.)
Примечание. «Зонтики» могут получиться плоскими — нарисованными на бумаге или вырезанными из нее, а также объемными. Фантазия участников не ограничивается.
Рефлексия
На данном этапе участники делают общий вывод занятия, например: «Для сведения к минимуму ситуаций речевого насилия в детском саду необходимо:
1) осознать педагогам его вред;
2) овладеть техниками саморегуляции;
3) уметь своевременно отреагировать свои негативные эмоциональные состояния;
4) предоставлять воспитанникам обратную связь относительно их поведения, ввести правила, ограничения на действия детей.
Полная ликвидация речевого насилия произойдет нескоро, однако правильная реакция на него может способствовать сохранению психологического здоровья и детей, и взрослых».
Кроме того, участникам предлагается рассказать о своих ощущениях, впечатлениях от занятия.
По завершении работы участники делают вывод о причинах, вызывающих речевое насилие.
Например, исторические предпосылки, обусловившие механическое перенесение в наше время педагогических систем воспитания, традиционных для Советского Союза. Педагогика того времени отличалась авторитаризмом, диктатом, отсутствием индивидуального подхода:
• психологическая неустойчивость педагогов: их труд относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане профессий, требующих большого самообладания и саморегуляции;
• профессиональная несостоятельность, выражающаяся в неумении или нежелании педагога с уважением отнестись к личности и проблемам ребенка, провоцирующем нестандартное поведение.
Игра «Покажи эмоцию быстро»
Педагог-психолог рассказывает педагогам об упражнениях на эмоциональный интеллект, которые проводит с детьми, и предлагает попробовать их выполнить.
Правило: он быстро называет разные эмоции, а педагоги показывают их только с помощью лица, затем с помощью голоса, только с помощью тела и т. д.
Игра «Быстрая реакция»
Педагоги встают в круг и выбирают ведущего. Он из центра круга бросает мяч участникам по очереди и говорит адресату, в какое виртуальное путешествие его отправляет, например, «в холодильник, на пальму, в Турцию, на необитаемый остров к соседу» и т. д. Тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать три предмета, которые он возьмет с собой туда, куда его направили. Предметы и места повторять нельзя.
Игра «Заблудились мы в лесу»
Цель: Развивать чувство товарищества и приобщать к соблюдению техники безопасности, при выполнении коллективных действий.
Один игрок прячется под парашютом (заблудился в лесу, остальные игроки растягивают парашют и идут по кругу со словами: «Полина (имя ребёнка, спрятавшегося под парашютом, «заблудившегося», мы сейчас в лесу, мы зовё м тебя: «Ау!»». Игрок, на которого укажет ведущий, говорит: «Полина (Марина Ваня и т. д., ау!» Тот, кто прячется под парашютом, должен назвать имя того, кто его позвал. Если угадал того, кто его позвал, то меняется с ним местами.
«Обидные слова»
«Эмоции, чувства» «Последствия»
«Обидные слова»
«Эмоции, чувства» «Последствия»
Обратная связь педагогов относительно поведения детей
Ситуация Оценка Чувства «Я-сообщение»
Играя, девочка пытается оторвать кукле ногу «А если бы тебе пытались оторвать ножку, тебе было бы приятно?» Сострадание «Мне очень жаль, что дети так обращаются с куклами, и если так будет дальше продолжаться, то кукол у нас не останется. И мне придется их спрятать»
«Что ты делаешь! Ей же больно!» Огорчение «Меня огорчает, что дети ломают игрушки, потому что потом нам не с чем будет играть»
Двое детей бегают друг за другом по группе и громко кричат «Что за табун носится!»
«Сколько раз вам повторять: в группе нельзя бегать и громко кричать!»
«