Лидия Сергеева
Консультация для родителей «Речевое дыхание — энергетическая основа речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое дыхание – энергетическая основа речи
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Поэтому качество речи, её громкость, плавность во многом зависит от речевого дыхания. Ведь для того чтобы было легко произнести развернутую фразу выразительно, с правильной интонацией, нужно владеть плавным, достаточно продолжительным выдохом через рот.
Публикация «Консультация для родителей „Речевое дыхание — энергетическая основа речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
При обыкновенном физиологическом дыхании вдох и выдох чередуются непрерывно, выдох равен вдоху, речевое же дыхание предполагает паузу между вдохом и выдохом и удлинение выдоха. Обратите внимание, как дышит Ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли ему держать рот открытым. Объясните ребенку: дышать через рот вредно для здоровья. Она нарушает ритм дыхания, ограничивает движение грудной клетки и уменьшает вентиляцию легких. Полное (смешанное) дыхание, в котором одновременно участвуют брюшной пресс, диафрагма и межреберные мышцы, специалисты считают самым здоровым.
У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания :
1. Очень слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой, едва слышной речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а так же у робких, стеснительных.
2. Неэкономное и неправильное распределение выдыхаемого воздуха. В результате ребенок выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шёпотом. Нередко из – за этого он недоговаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок выдыхает в середине слова.
;4. Торопливое произношение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием». Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
5. Неравномерный толчкообразный выход: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности детского организма, аденоидных разращений, различных сердечно – сосудистых заболеваний.
Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха, отрицательно влияющие на развитие детской речи, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.
Ребенок, прежде всего, должен приобрести навыки носового дыхания и освоить первичные приемы дыхательной гимнастики :
• вдох и выдох носом;
• вдох носом – выдох ртом (если выдох совершается через рот и нос одновременно, нужно зажать нос пальцами);
• вдох ртом – выдох носом;
• вдох и выдох ртом;
• упражнение «Хомячок» - пошмыгать носом, рот закрыт;
• упражнение «Собачке жарко» - частые вдохи – выдохи ртом.
С детьми полезно проводить ежедневно (от 2 до 6 мин.) следующие игры:
• Дуя на лёгкие шарики, карандаши, катать их по столу; дуть на одуванчики, вертушки; играть на детских духовых музыкальных инструментах.
• Дуть на привязанные к нитке комки ваты, листочки, легких бумажных птичек.
• Сдувать со стола, с руки бумажные снежинки.
• Надувать резиновые игрушки, делать мыльные пузыри.
• Дуть вверх не давая упасть пушинке, ватке.
Выполняя дыхательные упражнения, необходимо придерживаться следующих правил:
• При вдохе плечи не должны подниматься; вдох и выдох должны быть плавными, не толчкообразными;
• Щеки при выдохе не надувать;
• Необходимо следить за осанкой: спина прямая, не сутулиться;
• Проводить дыхательную гимнастику необходимо в проветренном помещении;
• Необходимо помнить, что дыхательные упражнения утомляют детей, поэтому достаточно уделять им 4-6 минут в день.