Получи документы

Консультация для родителей «Правильное речевое дыхание»

светлана тюрина
Консультация для родителей «Правильное речевое дыхание»
▼ Скачать + Заказать документы

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания) тем, что в процессе речи после вдоха, одновременно через нос и рот следует пауза. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически. Речевой выдох происходит в основном через рот, он несколько замедлен. При физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются только через нос. По продолжительности они примерно одинаковы.

Публикация «Консультация для родителей „Правильное речевое дыхание“» размещена в разделах

Речевое дыхание может быть затруднено вследствие хронического насморка, аденоидных разращений, общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний, заикания, ринолалии, дизартрии.

Неправильное речевое дыхание нередко приводит :

— к нарушению плавности речи (речь на вдохе);

— позднему или неправильному усвоению некоторых звуков (например, для правильного произношения звука [р] нужна сильная воздушная струя, которая была бы способна привести в колебательное состояние кончик языка);

— ослаблению громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз;

— в некоторых случаях к ускорению темпа речи;

неправильному использования интонационных средств выразительности;

— нечеткому произношению слов (проглатывание окончаний).

Для полноценного речевого дыхания необходимы гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз, сочетающейся с соответствующими движениями.

Требования к выполнению речевых упражнений :

перед началом выполнения упражнений проветрить помещение: воздух в нем должен быть средней влажности;

— одежда не должна стеснять движений;

— не выполнять речевые упражнения после приема пищи;

— упражнения выполнять сидя, стоя или лежа;

— следить за правильным выполнением упражнений (де-ти не должны поднимать плечи и «перебирать дыхание», что влечет за собой резкий выдох — голос звучит прерывисто, форсированно. Поэтому количество выдыхаемого воздуха не должно быть слишком большим. Также нужно избегать больших задержек дыхания, обязательно объясняя детям, зачем нужно научиться дышать гармонично — полным дыханием, говорить только на выдохе, не добирать воздух во время произнесения слова, делать осмысленные паузы при произнесении фраз);

речевые упражнения ограничивать по времени: длительность их от 30 с до 1,5 мин (можно использовать песочные часы) во избежание утомления ребенка и даже возможного головокружения;

— обязательно чередовать выполнение речевых упражнений с другими упражнениями;

— следить за эмоциональным состоянием ребенка, оно должно быть уравновешенным.

Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для четкого его выполнения всеми детьми группы. Речевые упражнения следует проводить:

— во время физкультурно-оздоровительной гимнастики;

— организационного момента или физкультминуток;

— после дневного сна;

— в свободной деятельности детей.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием. Для этого уже на ранних этапах речевого развития (в младших группах детского сада) необходима подготовительная работа, суть которой заключается в том, чтобы научить малышей делать короткий, без напряжения мышц лица и шеи вдох и плавно бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточной силы воздух.

Приступая к развитию речевого дыхания, следует прежде всего сформировать у ребенка сильный плавный ротовой выдох, контролировать время выдоха, развивать способность правильно направлять воздушную струю.

Для правильного ротового выдоха необходимо соблюдать следующие условия:

— выдоху должен предшествовать сильный вдох через нос — «набираем полную грудь воздуха»;

— выдох должен происходить плавно, а не толчками;

— во время выдоха губы складывать трубочкой и не сжимать, щеки не надувать;

— во время выдоха воздух должен выходить через рот, а не через нос; если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух;

выдыхать следует, пока не закончится воздух;

— во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Упражнения по развитию речевого дыхания следует выполнять в таком порядке:

1) на развитие физиологического дыхания;

2) дыхательные без участия речи;

3) дыхательно-голосовые :

— на материале гласных звуков;

— согласных звуков;

— слогов;

— слов;

— предложений, фраз.

Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформируется сильный плавный выдох. Тренировка речевого дыхания способствует обучению плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе.

Для выполнения речевых упражнений можно использовать различные предметы.

Приведенные ниже упражнения необходимы для развития сильного плавного ротового выдоха и активизации губных мышц.

«Песня ветра»

Оборудование: китайский колокольчик «песня ветра».

Содержание игры. Подвесьте колокольчик на удобном расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание ребенка на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее — звук стал громче.

Упражнение научит ребенка плавно произносить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания. Упражнение можно выполнять как индивидуально, так и в группе детей.

«Веселая метелица»

Оборудование: пластиковые бутылки емкостью 0,5 л с отверстием для коктейльной трубочки, заполненные кусочками елочной мишуры и пенопласта.

Содержание игры. Ребенок выполняет упражнение стоя или сидя. Сначала покажите, с какой силой нужно дуть в трубочку, чтобы снежинки начали перемещаться внутри бутылки. Затем предложите ребенку подуть самостоятельно, но не в полную мощь, обращая его внимание на то, как перемещаются снежинки. Затем предложите подуть сильнее — снежинки стали перемещаться быстрее: метель разыгралась.

Упражнение можно проводить одновременно с несколькими детьми, используя индивидуальные трубочки.

Отработка правильного речевого дыхания — одна из целей проведения игр. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста целесообразно проводить игру «Звуки вокруг нас».

Цель: развивать правильное речевое дыхание пропеванием на одном выдохе гласных звуков [а], [о], [у], [ы].

Воспитатель. В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Малыш плачет: «А-а-а!» Медвежонок вздыхает, когда у него зуб болит: «О-о-о!» Самолет в небе гудит: «У-у-у!» А пароход на реке гудит: «Ы-ы-ы!» Произнесите за мной эти звуки, причем каждый звук долго, на одном выдохе.

Данные речевые упражнения хорошо проводить с детьми с заиканием, ринолалией, дизартрией. Они оказывают эффективное воздействие на просодическую сторону речи, влияют на четкость дикции и в целом на речь детей.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развиваем речевое дыхание» Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на.

Консультация для родителей «Правильное питание» Особенности детского питания При планировании рациона питания ребенка нужно учитывать определенные особенности детского организма. Какие.

Консультация для родителей «Лёгкое дыхание. Развитие речевого дыхания» Консультация для родителей «Лёгкое дыхание. Развитие речевого дыхания» Учитель-логопед Солдатова Т. Н. Что может затормозить речевое.

Консультация для родителей «Правильное питание детей дома» Консультация для родителей «Правильное питание детей дома» Детское питание. Правильное питание – зaлог здоровья, знает каждый из нас. Однако,.

Консультация для родителей «Правильное питание детей дошкольного возраста» Питание для любого живого организма - это источник энергии, продуктов, участвующих в обмене веществ, пластического материала. Правильное.

Консультация для родителей «Как организовать правильное питание дошкольника» равильно организованное питание, обеспечивающее организм всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами.

Консультация для родителей «Правильное поведение на дороге» Автомобильная дорога является повышенным источником опасности для детей по причине малого опыта, невнимательности, незнания и несоблюдения.

Практикум для родителей «Правильное дыхание — основа правильной речи» Всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Жизнь малыша начинается с первого вздоха и, следующего.

Правильное дыхание — основа речевого звучания ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ – ОСНОВА РЕЧЕВОГО ЗВУЧАНИЯ Волкова А. В. - учитель логопед, Морозова Т. А. - воспитатель, МБДОУ детский сад №32 «Ромашка»,.

Консультация для родителей «Правильное произношение — залог успеха» Зачем нужно уделять ребенку каждый день два раза минут по пять с двухлетнего возраста артикуляционной гимнастике? На этот вопрос, ответ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Правильное речевое дыхание»
Опубликовано: 19 мая 2019 в 22:25
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Правильное речевое дыхание»» (включая файлы) размещена пользователем светлана тюрина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД