Инна Кочергина
Консультация «Развитие ВПФ, как основа становления правильной речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство-большой и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст первоначально фактического формирования личности. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно формируются сложные виды деятельности, например игра, но и закладывается фундамент познавательный способностей, развиваются высшие психические функции.
Публикация «Консультация „Развитие ВПФ, как основа становления правильной речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека.
К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Известный отечественный психолог, Лев Семёнович Выготский, писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т. е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым, а второй – как внутренняя, интрапсихическая (т. е. функция, принадлежащая самому ребёнку)». Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т. д., поэтому роль взрослого в данный период – быть посредником между малышом и окружающим миром.
Речь является одной из самых сложных форм высших психических функций. Ее характеризуют подвижность, многозначность и связь со всеми другими психическими функциями.
Не менее тесно речь связана с другими психическими процессами.
В своей работе я делаю упор именно на познавательную сферу ребенка, на его ВПФ и на развитие речи. Игры и упражнения сопровождаются словесными инструкциями, стихами, считалочками.
Сейчас я покажу несколько фрагментов занятий, цель которых развитие ВПФ как основы правильной речи.
Игра «Собери матрешку». Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования на величину предметов, наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого, развитие мышления и зрительного восприятия.
Оборудование: две двусоставные (трехсоставные) матрешки.
Проведение игры: педагог дает ребенку двусоставную матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, проводится обучение.
Обучение: педагог берет еще одну двусоставную матрешку, раскрывает ее, обращая внимание ребенка на матрешку-вкладыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (раскрыть ее). Далее взрослый, используя указательный жест, просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; понимание указательного жеста; наличие соотносящих действий; результат
Игра «Веселые качели»
Задание направлено на наличие соотносящих действий, ориентировка на величину, умение следить глазами за движущимся предметом, развитие зрительного внимания, развитие сенсорных эталонов.
Оборудование: цветные шарики, палочки, квадраты, деревянные качели.
Проведение: ребенку предлагается взять предмет определенного цвета и прокатить его по качелям. Есть предметы, которые по форме не подходят под размеры качелей. Ребенок должен догадаться, какой предмет может катиться.
Если у него не получается, педагог показывает и просит повторить.
Оценка действий: проверить уровень сотрудничества со взрослым, отношение к заданию и к результату, понимание инструкции.
В своей работе я пользуюсь современными ИКТ. Фрагмент занятия с использованием сенсорного стола.
Игра «Запомни пейзаж»
Задание направлено на развитие зрительной памяти.
Оборудование: сенсорный стол
Проведение: ребенку предлагается из множества пейзажев выбрать один и запомнить его. После чего все картинки перемешиваются и методом исключения нужно найти нужный пейзаж.
Оценка действий: если ребенок не может найти нужный пейзаж, задание повторяется вместе с педагогом. На данном фото игра на развитие сенсорных эталонов "Найди нужную фигуру". Оцениваются знания формы, величины и цвета.
В работе также использую игры и упражнения на развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления : «Собери пирамиду», «Сенсорные мешочки (найди шарик такого же цвета и спрячь в мешочек)», «Цветные Рукавички».
Помимо развивающих пособий, использую рабочие тетради, в которых подобраны различные игры на развитие ВПФ
В работе с родителями я использую буклеты, памятки, в которых описываю часто задаваемые вопросы родителей о развитии и обучении детей дома, вне сада. На родительских собраниях консультирую родителей по вопросам особенностей познавательного развития детей дошкольного возраста.
В журнале фиксирую групповые и индивидуальные консультации.