Елена
Речевое дыхание — залог правильной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель –логопед МАДОУ №215, Слепцова А. В.
Речевое дыхание – залог правильной речи.
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
- Речевое дыхание, в отличие от неречевого, автоматического, является произвольным.
- При неречевом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху.
- Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен.
Публикация «Речевое дыхание — залог правильной речи» размещена в разделах
- При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза.
- При речевом дыхании, наоборот, за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно- сосудистых заболеваний и т. д.
Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.
Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Основными задачами над развитием речевого дыхания являются :
1. вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох, используя
специальные игровые упражнения;
2. путем подражания речи взрослого, воспитывать умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе.
Проявляя изобретательность, выдумку, Вы сможете помочь своему ребенку выработать правильное речевое дыхание. Рекомендуем начать с непроизвольных и таких забавных для ребенка игровых упражнений.
- дутье через соломку в стакан с водой;
- надувание воздушных шаров;
- дутье на разноцветные вертушки;
- игра на духовых музыкальных инструмент
пускание мыльных пузырей;
- дутье на одуванчики весной.
При всех этих забавах ребенок непроизвольно учиться делать вдох через нос и выдох через рот.
А как интересно сделать игры для развития выдоха своими руками. Сезонные игрушки: зимой - снежки, прикрепленные ниточками к игрушечным рукавичкам; осенние листочки, падающие на корзинки с грибами. Хороши и бумажные бабочки и стрекозы, порхающие на тесемочках над вырезанными из бумаги цветами; легкие птички, летающие над облачками из ваты. Для мальчиков - вертолетики и самолетики. А для девочек - улетающие по воле ветра от кукол шляпки. Лыжники, убегающие от соперников; мальчики на быстрых самокатах. Как все интересно! Такой игрушкой можно просто гордиться - ведь сделана она руками домашних.
Работая над развитием непроизвольного выдоха, вы постепенно подведете ребенка к осознанию акта дыхания. Дайте ему маленькое зеркальце и предложите, дыша на него, сделать:
а. вдох и выдох через нос;
б. вдох и выдох через рот;
в. вдох через нос, выдох через рот;
г. вдох через рот, выдох через нос.
Такую игру мы называем "Осенний туман".
А еще интересно "тянуть" гласные звуки на выдохе: кто дольше? Можно петь и сочетания из гласных: АО, УЫ, ИЭ, ЭАУ, УОА и другие. Только не забывайте напоминать ребенку, сделать вдох носом и начинать "пение" на выдохе. Следите, чтобы ребенок не раздувал крыльев носа на вдохе и не поднимал слишком высоко плечи. Хорошо?
Успехов вам в ваших занятиях - играх!