Олеся Александровна Вишнякова
Речевая карта используемая для обследования речи детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая карта
(для детей подготовительной группы – 6 лет)
1. Фамилия, имя, возраст: ___
2. Возрастная группа : ___
3. Дата обследования «___» ___ 20___г.
4. Заключение ПМПК: ___
5. Состояние артикуляционного аппарата:
А) Строение - губы (толстые, тонкие, расщелина, №)
- зубы (редкие, мелкие, излишне крупные передние, кариозные, отсутствие, №)
Публикация «Речевая карта используемая для обследования речи детей подготовительной группы» размещена в разделах
- прикус (открытый боковой, открытый передний, перекрестный, закрытый)
- подъязычная связка (короткая, укороченная, натянутая)
- небо (высокое, узкое, уплощенное, субмукозная щель, №)
- язык: массивный, короткий, длинный, гипертрофия корня языка, №)
Б) Подвижность - губы (подвижны, малоподвижны) Упражнения: «улыбка»; «трубочка»; чередование их; поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы; опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы.
- язык (моторно неловок, кренится вправо, влево, №)
При выполнении артикуляционных упражнений («лопатка», «иголочка», чередование их, «качели», «маятник», «вкусное варенье») наблюдается: быстрая утомляемость, синкенезии, тремор, повышенная саливация.
6. Дыхательная функция.
Задания: сдувать пушинки, снежинки (2-3 дыхательных движения);
3-5 слов на выдохе ___
7. Просодическая сторона речи.
Темп (замедленный, близкий к №, быстрый, №) ___ Голос (слабый, крикливый, гнусавый, неумение говорить шепотом, №) ___
8. Состояние мимической мускулатуры.
легко сомкнуть веки, удержать позу___, плотно сомкнуть веки, удержать позу___, прищурить глаза, удержать позу___, закрыть поочередно левый и правый глаз___, поднять брови___, нахмурить брови___, надуть правую щеку___, левую щеку___, втянуть правую щеку___, левую щеку___, открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков___, подвигать нижней челюстью вправо-влево___
9. Мелкая моторика:
- одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук___
-поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом на левой___
- упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой___
- проба «кулак – ребро – ладонь» сначала правой, потом левой рукой___
10. Импрессивная речь.
Понимание имен существительных.
Задание: показать на картинках отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов.
Пятка, кулак, голова, рука, пальцы, шея, уши, лоб, нос, колено, подбородок, плечо; машина: колеса, двери, окна, руль, фары, сиденье, зеркала, багажник; самолет: крылья, хвост, дверь, колеса, окна, кабина.
Понимание обобщающих слов.
Задание: показать несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию.
Игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт.
Понимание имен прилагательных.
Задание: показать по предложенным картинкам.
Прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка; молодой человек, пожилой человек; веселый мальчик, грустный мальчик; высокий дом, низкий дом.
Понимание глаголов.
Задание: показать картинки.
Мальчик ловит рыбу. Мальчик спит. Мальчик читает книгу. Мальчик играет в игрушки.
Понимание различных форм словоизменения.
Задание: дифференциация ед. и мн. числа имен существительных (показать по картинкам).
Рукав – рукава, пень – пни, гнездо – гнёзда, перо – перья, ухо – уши.
Понимание предложно-падежных инструкций с предлогами.
Задание: показать на картинках расположение предметов.
Ложка - В стакане, на стакане, у стакана, под стаканом, над стаканом, за стаканом, из-под стакана, из-за стакана.
Понимание предложений.
Задание: показать по предложенным картинкам.
Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился.
11. Экспрессивная речь.
Употребление имен существительных.
Задание: назвать по 4-5 имен существительных по предложенным темам.
Ягоды___+___
Насекомые___
Животные___
Транспорт___
Задание: Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке.
Клубника, смородина, клубника___
Муха, комар, бабочка___
Кошка, собака, корова___ ___
Самолет, автобус, машина___
Задание: подобрать антонимы (скажи «наоборот»).
Друг___, добро___, горячий___, легкий___, длинный___, давать___
Употребление глаголов.
Задание: ответь на вопросы по картинкам.
Ворона каркает. А кукушка? (Кукует.)___
А как подает голос волк? (Воет.)___
А как подает голос лошадь? (Ржет.)___
А как подает голос овца? (Блеет.)___
Врач лечит. А что делает учитель? (Учит.)___
А что делает продавец? (Продает.)___
А что делает маляр? (Красит.)___
Употребление имен прилагательных.
Задание: назвать предъявленные цвета.
Красный___, оранжевый___, желтый___, зеленый___, голубой___, синий___, фиолетовый___, розовый___белый ___, черный___, серый___
Задание: назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки).
Руль какой? (Круглый.)___
Окно какое? (Квадратное.)___
Флажок какой? (Треугольный.)___
Слива какая? (Овальная.)___
Одеяло какое? (Прямоугольное.)
12. Грамматический строй речи.
Употребление имен существительных в форме Им. п. ед. и мн. числа.
Задание: образовать слова по аналогии.
Глаз – глаза, лист – ___, стул – ___, дерево – ___, пень – ___, воробей –.
Образование имен существительных в форме мн. ч Р. п.
Задание: ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам.
Карандашей – ___, лисьев – ___, книг – ___, вилок– ___, ведер –.
Согласование имен прилагательных с имена существительными ед. ч.
Задание: назвать по картинкам.
Фиолетовый колокольчик___
Серая ворона___
Розовое платье___
Употребление предложно-падежных конструкций.
Задание: ответить на вопросы по картинкам.
Где лежит мяч? (Под столом.)___
Где летает бабочка? (Над цветком.)___
Откуда вылетает птичка? (Из клетки.)___
Откуда прыгает котенок? (С кресла.)___
Употребление числительных «два» и «пять» с именами существительными.
Задание: образовать мн. ч. имен существительных (один – много).
Один пень, два – ___, пять – ___
Одна воробей, два – ___, пять – ___
Одно ведро, два – ___, пять –___
13. Словообразование.
Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Задание: выполнить словообразование по картинкам.
Палец___, изба___, кресло___
Образование названий детенышей.
Задание: образовать слова по образцу (у кошки – котята).
у медведицы ___ у собаки ___
у лошади ___ у коровы___
Образование относительных имен прилагательных.
Задание: образовать слова по образцу.
Стол из дерева (какой) – деревянный.
Аквариум из стекла?___, стена из кирпича___,
сапоги из резины___, шапка из меха___,
крыша из соломы___, лопатка из металла___,
сок из яблок___, крепость из снега___
Образование притяжательных имен прилагательных.
Задание: образовать слова по образцу.
Очки бабушки (чьи) – бабушкины.
Туфли мамы (чьи)___, усы кошки (чьи)___, хвост лисы (чей)___, берлога медведя (чья)___
14. Состояние связной речи.
Составление рассказа по сюжетной картинке «Котенок».
Задание: разложить 3 картинки в последовательности и составить рассказ___
___
___
Пересказ текста
Задание: пересказать текст. Щенок.
Мама подарила Егору маленького щенка. Егор очень ему обрадовался. Он назвал щенка Тобиком. Стал Тобик знакомится с квартирой. Сначала Тобик обнюхал диван, потом влез под стол и стал грызть ножку стула. Егор полез за Тобиком под стол, но щенок выскочил оттуда, побежал в коридор и спрятался за тумбочкой.
Ребенку читают рассказ и задают вопросы: «Кого подарили Егору? Что почувствовал при этом Егор? Как Егор назвал щенка? Что стал Тобик делать сначала, а что потом? Что сделал Егор? Что сделал щенок?» Далее предлагают ребенку план пересказа: «Сначала ты расскажешь, как щенок попал к Егору. Потом расскажи, как щенок знакомился с квартирой. И наконец, расскажи, что сделал Егор и где спрятался щенок».
___
___
15. Фонематические процессы.
Задание: повторить слоги с оппозиционными звуками:
Са-ша-са, ша-са-ша, жа-ша-жа, ша-жа-ша, са-ца-са, ца-са-ца, ча-тя-ча, ла-ля-ла
___
___
Дифференциация оппозиционных звуков.
Задание: показать по картинкам.
Мишка – миска, почка – бочка, цвет – свет, плач – плащ, ель – гель, майка – марка
Фонематический анализ.
Задание: определение места звука в слове (в начале, середине, конце) :
Где находится звук С в словах САД; ФОКУС; ЛИСА___
Какой звук ты слышишь в начале слова САНИ? ___
Какой звук ты слышишь после звука С в слове САНИ?___
Какой звук ты слышишь после звука А в слове САНИ?___
Какой звук ты слышишь после звука Н в слове САНИ?___
Сколько звуков в словах : МАК___, МУКА___, КОМОК___
Фонематический синтез
Задания: составить слова из звуков, данных в нормальной последовательности:
С-А-Д___ Д-О-М___ Р-У-К-А___
Составить слова из звуков, данных в нарушенной послдеовательности:
О-Л-Б___ К-О-С___ У-Ш-А-Б___
Фонематические представления.
Задания: подобрать слово на заданный звук___
___
Из предложенных картинок предлагается отобрать картинки с предметами, в названиях которых имеется данный звук ( звук С: самолет, стакан, сыр, сосна, сумка)
16. Слоговая структура слова.
Задание: повторить слова с опорой на наглядность.
Велосипед ___, телевизор___, кастрюля___, компьютер___, аквариум___
17. Звукопроизношение.
Гласные ___
Согласные: б, п, м___ в, ф ___
д, т, н ___ г, к, х ___
й___
- свистящие___
- шипящие___
- аффрикаты___
- сонорные___
18. Логопедическое заключение ___
___
19. Заключения специалистов
Слух – ___
Зрение – ___
Невролог – ___
20. Результаты исправления речи___
___