Корякова Анастасия
Речевая карта для логопедического обследования детей 4–7 лет
Речевая карта
Ф. И ребёнка ___
Дата рождения, возраст ___
Домашний адрес, № телефона ___
Откуда поступил ребенок ___
Сведения о семье (Ф. И. О, место работы)
Мать ___
Отец ___
Заключение ПМПК
Решением ПМПК от ___ протокол № ___
Принят (а) в логопедическую группу на срок ___
К занятиям с логопедом приступил (а) ___
Диагноз ___
ОБЩИЙ АНАМНЕЗ
От беременности___ роды ___
Публикация «Речевая карта для логопедического обследования детей 4–7 лет» размещена в разделах
Как протекала беременность (инфекции, простудные заболевания, болезни почек, угрозы, токсикозы, кровотечения) ___
Роды в ___ недель (стремительные, затяжные, обезвоженные) ___
Стимуляция (химическая, механическая, электрическая) ___
Крик (сразу, реанимир.) ___ асфиксия (синяя, белая) ___
Rh (конфликт) ___ вес ___ рост ___
Родовые травмы (переломы, вывихи, гематомы) ___
Грудное вскармливание с ___ до ___
РАННЕЕ РАЗВИТИЕ
Голову держит (до 3) ___ ползает(6) ___ сидит сам (7) ___
Пошёл сам (12) ___ появился 1-й зуб ___
ПЕРЕНЕСЁННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
До 1 года ___
После года___
Инфекционные (ветр. оспа, корь, коклюш, скарлатина, гепатит, краснуха и т. д) ___
Травмы головы (ушибы, сотрясения) ___ судороги на t ___
Состоит на диспансерном учёте (специалист, по поводу) ___
РЕЧЕВОЙ АНАМНЕЗ
Первые слова к (1) ___ фразы к (2) ___
Прерывалось ли речевое развитие ___
Занимались с логопедом (когда, где) ___
Педагогическое обследование
Первичное обследование (4-5 лет) Динамика
(6-7 лет)
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
Как зовут твою маму?
Как зовут твоего папу?
Где они работают?
Как называется твоя любимая игрушка?
Общее развитие ребенка
Исследование сенсорного развития
Восприятие цвета:
4 года: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный
5 лет: + оранжевый, голубой
6 лет: + фиолетовый, розовый, коричневый, серый
Восприятие формы:
4 года: круг, квадрат, треугольник
5 лет: + овал, прямоугольник
6 лет: + многоугольник
Исследование зрительно-пространственного гнозиса
Ориентировка во времени:
4 года: времена года
5 лет: + дни недели, их последовательность
6 лет: + части суток
Ориентировка в пространстве
4 года: вверху, внизу, впереди, сзади
5 лет: + слева, справа
6 лет: + слева вверху, справа вверху и т. д
Анализ. Ребенок справился с заданиями:
Вывод. Запас общих представлений: Самостоятельно
С помощью педагога
Не справился
Низкий
Снижен
Соответствует возрасту Самостоятельно
С помощью педагога
Не справился
Низкий
Снижен
Соответствует возрасту
Логопедическое обследование
СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА, ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ, ПРОСОДИКИ
Первичное обследование (4-5 лет) Динамика
(6-7 лет)
Степень разборчивости речи:
Речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих
Разборчивость речи несколько снижена, речь нечёткая
Разборчивость речи не нарушена
Темп речи: Норм., тахилалия, брадилалия, запинки, заикание
Ритм речи: Норм., дисритмия, растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов)
Дыхание: А) свободное.
Б) затрудненное. В) поверхностное.
Г) неровное. Д) вдох неглубокий, выдох укорочен
Голос: А) сильный, звонкий (N). Б) недостающая сила голоса: тихий, слабый, истощающий). В) назальный оттенок, гнусавый)
Вывод: просодическая сторона речи Нарушена, сформирована с отклонениями, отклонений не имеет) Нарушена, сформирована с отклонениями, отклонений не имеет)
Губы: Норма, толстые, тонкие
Зубы: Норма, крупные, мелкие, редкие, нарушение зубного ряда, вне челюстной дуги
Прикус: Правильный, прямой, прогнатия, прогения, передний открытый, боковой открытый, перекрёстный
Твердое небо: N, высокое (готическое, куполообразное, глубокое, узкое, плоское, низкое, наличие расщелины.
Мягкое небо: N, длинное, короткое, наличие расщелины, отклонение
Язык: В пределах нормы, широкий, массивный, толстый, маленький, узкий, раздвоенный, короткий, гипертрофия корня языка
Подъязычная связка: N, укороченная, короткая, наличие спаек N, укороченная, короткая, наличие спаек
Вывод: строение артикуляционного аппарата Нормальное, с отклонениями Нормальное, с отклонениями
Артикуляционные движения языка:
Объем движений: Строго ограничен, полный, неполный Строго ограничен, полный, неполный
Подвижность: Достаточная,
недостаточная Достаточная,
недостаточная
Умение держать артикуляционную позу:
Переключаемость: Достаточная,
недостаточная Достаточная,
недостаточная
Упражнения: А) верхний подъем
Б) боковые отведения влево-вправо
В) пощелкивание
Г) «трубочка», «чашечка»
Д) круговые движения языка
Вывод: А) артикуляционная моторика в пределах нормы
Б) отмечаются нарушения органического характера
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
(отмечаются только те звуки, при произношении которых есть нарушения,
другие звуки не отмечаются)
Звук
5 лет
Начало года 5 лет
Конец года 6 лет
Начало года 6 лет
Конец года
г
к
х
б
п
д
т
м
н
с
сь
з
зь
ц
ч
щ
ш
ж
й
л
ль
р
рь
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА
Слова
4
года пуговица
5-6 лет лестница
мостик скворечник
капуста сковорода
дружба велосипед
курица градусник
6-7 лет троллейбус
6-7 лет парикмахер
электропоезд фотоаппарат
простокваша экскаватор
Предложения
4 года Ребята слепили снеговика.
На плите кастрюля и сковорода.
5-6 лет Водопроводчик чинит водопровод.
Волосы подстригают в парикмахерской.
6-7 лет Регулировщик стоит на перекрестке.
Мотоциклист ездит на мотоцикле.
Вывод: Слоговая структура слова
не нарушена,
негрубые дефекты слоговой структуры, нарушена Нарушена: перестановки звуков, парафазии (замены звуков, сокращение слогов, элизии (пропуски звуков, итерации (повторение звуков, кантамитации (часть одного слова соединяется с частью другого, персеверации (отсроченное повторение)
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Повторение слогов с оппозиционными звуками
4 года 5-6 лет 6-7 лет
ба-па ба-па-ба са-ша-са
га-ка да-та-да жа-ша-жа
да-та га-ка-га са-ца-са
ма-ба за-са-за ча-тя ча
ва-ка та-тя-та ла-ля-ла
ня-на
Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении
(показать по картинкам)
4 года 5-6 лет 6-7 лет
Зуб-суп Речка-редька Розы-рожи
Мишка-миска Цвет-свет Марка-майка
Кочка-кошка Крыса-крыша Ель-гель
Танки-санки Рожки-ложки Плач-плащ
Анализ и синтез звукового анализа слова
5-6 лет
Выделение начального ударного из слов Астра
Осень
Улей
иглы Арка
Озеро
Уши
Искры
6-7 лет
Выделение конечного согласного из слов Кот
Сом
Мох Суп
Лимон
Сок
Выделение начального согласного из слов Мост
Пол
Дом
Вода Банка
Тапки
Нос
Фартук
Определение последовательности звуков в слове Кот
Дом Вата
Дубы
Определение количества звуков в слове Бык
Дом Вата
Банан
Вывод: Навыки звукового анализа Соответствуют возрасту
Сформированы недостаточно
Не сформированы Соответствуют возрасту
Сформированы недостаточно
Не сформированы
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
Преобразование единственного числа во множественное
4 года 5-6 лет 6-7 лет
стол-столы дом-дома лампа
шапка крот олень
кольцо окно пень
жук лист колесо
Согласование с числительными
4 года 5-6 лет 6-7 лет
1 дом
2 дома
5 домов 1 конь
2 коня
5 коней 1 змея
2 змеи
5 змей
1 утка
2 утки
5 уток 1 коза
2 коз
5 коз 1 муравей
2 муравья
5 муравьев
Согласование падежных окончаний
4 года 5-6 лет 6-7 лет
лиса лиса ежик лиса ежик рысь
И. У тебя есть кто?
Р. У них нет кого?
Д. Корм даю кому?
В. Любишь кого?
Т. Доволен кем?
П. Рассказ о ком?
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Образование уменьшительно-ласкательных форм
4 года 5-6 лет 6-7 лет
стол шкаф стул
дом ведро кружка
книга одеяло гнездо
кукла машина платье
мяч бант дерево
Образование существительных единственного и множественного числа в родительном падеже
5-6 лет 6-7 лет
У кого котенок? (у кошки)
Кого много? (кур)
У кого нет мяча? (у мальчика)
Чего много на столе? (ножей)
Чего много в корзине? (капусты)
Чего в доме много? (окон)
Кого много на дереве? (ворон)
Кого много? (утят)
Чего много в лесу? (деревьев)
Чего много? (стульев)
Согласование с предлогами
4 года 5 лет 6 лет
Где сидит попугай? Что делает попугай?
Что делает попугай?
На клетке
Ходит по клетке Сидит под клеткой
В клетке
Входит в клетку Сидит над клеткой
Выходит из клетки
Выглядывает из-за клетки
Образование прилагательных
6-7 лет
Относительные прилагательные Притяжательные прилагательные
Бочка из дерева (какой)
Чьи кроссовки? (папины)
Банка из стекла (какая)
Чья это шляпа? (мамина)
Конверт из бумаги (какая)
Чьи это очки? (бабушкины)
Сапоги из резины (какие)
Чей это хвост? (лисий)
Варенье из яблок (какое)
Чьи лапы роют нору? (лисьи)
Конфета из шоколада? (шоколадная)
Чья это будет нора? (лисья)
Образование новых глаголов с помощью приставок
(6-7 лет)
Девочка что делает? (прыгает)
Папа что сделал? (пришел)
Кошка что сделала? (подпрыгнула)
Папа сделал? (ушел)
Кошка что сделала? (спрыгнула)
Мальчик что сделал? (обошел)
Мальчик что сделал? (перепрыгнул)
Мальчик что сделал? (вошел)
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ЗАПАС
Уровень классификаций
Назови одним словом
4 года 5-6 лет 6-7 лет
птицы одежда обувь
игрушки фрукты посуда
Назови
4 года Назови животных: ___
Назови игрушки: ___
5 лет Назови птиц: ___
Назови посуду: ___
6 лет: Назови овощи: ___
Назови мебель : ___
Номинативный словарь (назови детенышей)
4 года 5-6 лет 6-7 лет
У кошки У козы У лошади
У утки У волка У коровы
У лисы У собаки У свиньи
Антонимы (скажи наоборот)
4 года 5-6 лет 6-7 лет
Хороший Широкий Веселый
Большой Светлый Чистый
Худой Высоко Добро
Глагольный словарь (кто что делает)
4 года 5-6 лет 6-7 лет
Птица Змея Врач
Рыба Заяц Учитель
Лошадь Повар
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
4-5 лет 6-7 лет
Составление рассказа по картинке.
Расскажи, что делает …. (девочка?
___
Составление рассказа по картинке.
Расскажи, что делает …. (мама?
___
Пересказ рассказа.
Котенок.
У Кати был котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.
___
___
___
___
Пересказ рассказа.
Рыбалка.
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел на берегу и закинул удочку. Скоро попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
___
___
___
___
Вывод: Пересказ рассказа:
Полный, связный, последовательный, краткий, при помощи наводящих вопросов, не смог пересказать.
Сюжетная линия сохранена. Непоследовательное изложение рассказа. Пересказ отдельных фрагментов не связанных между собой. Вывод: Пересказ рассказа:
Полный, связный, последовательный, краткий, при помощи наводящих вопросов, не смог пересказать.
Сюжетная линия сохранена. Непоследовательное изложение рассказа. Пересказ отдельных фрагментов не связанных между собой.
4-5 лет
Составление рассказа по серии сюжетных картин.
6-7 лет
Составление рассказа по сюжетной картине.
Вывод. Связная речь:
Соответствует норме
В стадии формирования,
Требует дальнейшего развития
Не сформирована. Вывод. Связная речь:
Соответствует норме
В стадии формирования,
Требует дальнейшего развития
Не сформирована.
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
___