Анастасия Глубоченко
Речевая карта для детей с ОНР 5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
РЕЧЕВАЯ КАРТА ребёнка с общим недоразвитием речи 5 лет
Фамилия, имя ___
Дата рождения ___
Дата поступления в садик ___
Домашний адрес, телефон ___
Общие сведения о семье:
• Состав семьи ___
• Ф. И. О. родителей:
Мать ___
Отец ___
• Речевое окружение: двуязычие в семье ___
речевая патология ___
Отношение ребёнка к своему дефекту ___
Исследование неречевых психических функций
1. Особенности развития личности и эмоциональной сферы:
Публикация «Речевая карта для детей с ОНР 5 лет» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
Настроение ребёнка:___
Волевые особенности:___
Работоспособность:___
Реакция на замечания: ___
Реакция на одобрения:___
2. Характерологические особенности ребёнка:
Спокойный – беспокойный (добрый, ласковый, аккуратный, жестокий, грубый и т. д.)___
Контактность ___
Конфликтность ___
3. Состояние слухового внимания:
дифференциация звучащих игрушек___
определение направления звука___
восприятие и воспроизведение ритма___
4. Исследование зрительного восприятия:
А. Восприятие цвета:
а) умение соотносить цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный ___
б) показ цветов:___
Б. Восприятие формы (показать по просьбе логопеда)
круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник___
5. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса:
А. Ориентировка в пространстве: показать предметы, которые находятся вверху, внизу, справа, слева, сзади, впереди, справа вверху, слева вверху, справа внизу___ ___
Б. Ориентировка в схеме тела: показать правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо ___
В. Складывание картинок:
Из 3 частей___ 4 частей___
5 частей___ (6 частей) ___
Г. Складывание фигур из палочек по образцу:
"елочка" и "домик" из шести палочек___ "звёздочка" из 10 палочек___
Исследование состояния моторной сферы
1. Состояние общей моторики.
Выполняемые упражнения:
Попрыгать на двух ногах___
Попрыгать на левой ноге___
Попрыгать на правой ноге___
Прыгнуть в длину с места___
Потопать ногами и похлопать руками одновременно___
Бросить мяч от груди___
Бросить мяч из-за головы___
Подбросить и поймать мяч___
Перепрыгнуть через мягкую игрушку___
2. Состояние ручной моторики:
А. Кинестетическая основа движений:
Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки___ одновременно вытянуть указательный и средний пальцы левой руки___
одновременно вытянуть указательный и средний пальцы обеих рук___
Б. Кинетическая основа движений:
«Игра на рояле» ведущей рукой ___ Проба «кулак-ребро-ладонь» ведущей рукой___
В. Навыки работы с карандашом:
Умение рисовать прямые линии___
Умение рисовать ломаные линии___
Умение рисовать замкнутые линии___
Умение рисовать человека___
Г. Манипуляции с предметами:
Умение застегивать и расстегивать пуговицы___
Умение завязывать и развязывать шнурки___
3. Состояние мимической мускулатуры:
Закрыть правый глаз___
Закрыть левый глаз ___
Нахмурить брови___
Надуть правую щеку ___
Надуть левую щеку ___
Втянуть правую щеку___
Втянуть левую щеку___
4. Ссостояние артикуляционной моторики:
А. движения нижней челюсти:
Открыть и закрыт рот___
Подвигать нижней челюстей влево-вправо___
Б. движения губ:
«улыбка»___«трубочка» ___
«улыбка-трубочка»___
В. движения языка:
«Лопаточка»___«жало»___
«лопата-жало» ___ «качели»___
«маятник»___
Г. Движения мягкого неба (широко открыть рот и зевнуть)___
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)___
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие)___
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)___
Твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, субмукозная щель)___
Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)___
Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой)___
Состояние звукопроизношения
Звуки Изолированно в словах во фразах
б, п, м
в, ф
д, т, н
г, к, х
j
с, з, ц
сь, зь
ш, ж
ч, щ
л, ль
р, рь
___
Состояние дыхательной и голосовой функции
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное, грудное, нижнереберное)___
Объем дыхания (достаточный, недостаточный)___
Направление голосовыдыхательной струи при речи ___
Громкость голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком, глухой)___
Особенности динамической стороны речи
Темп и ритм речи (нормальный, замедленный, очень быстрый темп; нормальный ритм, аритмия) ___ ___
Употребление пауз в потоке речи (нормальное, излишне частое, излишне редкое) ___ ___
Употребление основных видов интонации, их оттенков ___ ___ Выразительность речи: нормальная, маловыразительная, монотонная ___ ___
Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова
а) воспроизведение слов:
сковорода ___ велосипед ___
полотенце ___ регулировщик ___
мотоцикл ___ телевизор ___
б) повторение предложений:
Молодой экскурсовод проводит экскурсию ___
У фотографа фотоаппарат со вспышкой___
Регулировщик регулирует движение ___
3. Фонематическое восприятие:
а) Дифференциация звучащих игрушек: ___ ___
б) Восприятие и воспроизведение ритма: ___
в) Восприятие громкости, высоты звуков, интонации ___ ___
д) Дифференциация звуков:
с-з ___ с-ц ___ ш-ж ___
ж-з ___ ш-щ ___ щ-с ___
ц-с ___ ц-т ___ ч-с ___
ч-т ___ ч-ц ___ ч-щ ___
л-р ___ п-в ___ т-д ___
к-х ___ к-г ___ ы-и ___
е) Воспроизведение слоговых рядов:
та-да-та ___ па-ба-па ___ ка-га-ка ___ ка-ха-ка ___
да-та-да ___ ба-па-ба ___ га-ка-га ___ ха-ка-ха ___
са-за-са ___ ва-фа-ва ___ та-да-та ___ жа-ша-жа ___
за-са-за ___ фа-ва-фа ___ да-та-да ___ ша-жа-ша ___
ж) Воспроизведение коротких слов: з) Опознавание и воспроизведение слов-паронимов:
Тень – день ___ Крыса – крыша ___
Почка – бочка ___ Рак – лак ___
Вата – фата ___ Лук – люк ___
Кот – год ___ Розы – рожи ___
Бак – мак ___ Рожки – ложки ___
Суп – зуб ___ Лейка – рейка ___
и) Опознание разницы между правильным и неправильным звучанием слов___ ___
к) Выделение звука (слога) из ряда звуков (слогов): ___ ___
4. Фонематический анализ:
а) Определение наличия заданного звука в слове ___
б) Выделение первого звука в слове:
Аист ___Удочка___
Облако___Иглы ___
Бант ___Танк ___
Груша___Лампа___
Козёл ___Слон___
в) Выделение последнего звука из слова:
рак___Лук ___
Дом ___Очки ___
Браслет ___Пила___
Автобус___Ложка ___
г) Определение места звуков в слове ___
д) Определение количества звуков в словах
Нос ___ сом ___ стул ___
Рыба ___ лимон ___ноты___
5. Обследование фонематического синтеза:
а) Составление слов из последовательно предъявляемых звуков (слогов)
к, о, т, ___ м, а, к___
Подобрать слово на заданный звук:
В___ к ___
Подобрать слова определенной тематики с заданным звуком
Игрушка: [ш] ___одежда [к]___
Ягода [м]___фрукт [б]___
Гриб [с]___дерево [д]___
Время года [о]___
Исследование состояния импрессивной речи
1. Пассивный словарь (объем словаря, соответствие возрастной норме) ___ ___
2. Понимание различных форм словоизменения:
А. Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам)
Медведь – медведи ___кукла – куклы ___
Дерево – деревья ___стул – стулья ___
Б. Дифференциация предложно-падежных конструкций (показать по картинкам)
Бабочка на цветке ___ Бабочка около цветка ___ Собака перед будкой ___ Собака за будкой ___
В. Дифференциация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (показать по картинкам):
Стол – столик ___ чашка – чашечка ___ ведро – ведерко ___сумка – сумочка ___
Г. Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по картинкам): Девочка выливает воду ___
Девочка поливает цветы ___
Попугай залетает в клетку ___ Попугай вылетает из клетки ___
Д. Понимание предложений (показать по картинкам):
Мальчик убегает от щенка ___
Щенок убегает от мальчика ___
Исследование состояния экспрессивной речи
1. Общая характеристика речи ___
2. Состояние активного словаря:
А. Номинативный словарь:
а) назвать существительные по темам:
«мебель» ___
«овощи» ___
«фрукты» ___
«транспорт» ___
б) назвать одним словом (обобщить):
стул, стол, шкаф ___
огурец, помидор, морковь ___
яблоко, банан, апельсин ___
филин, воробей, голубь ___
машина, кукла, мяч ___
рубашка, платье, шорты ___
ботинки, тапочки, туфли ___
в) назвать части тела и части предметов (по картинкам):
нос ___ рот ___ щека ___
живот ___ грудь ___ рукав ___
воротник ___ педали ___ багажник ___
колёса ___ руль ___
Б. Предикативный словарь: (ответить на вопросы):
Как передвигаются птицы? (летают) ___
Как передвигаются рыбы? (плавают) ___
Как передвигается змея? (ползает) ___ Как передвигается лягушка? (прыгает) ___ Как передвигается человек? (ходит) ___ Кошка мяукает. А собака что делает? (лает) ___ А что делает корова? (мычит) ___ А что делает петух? (кукарекает) ___
В. Атрибутивный словарь:
а) назвать предъявленные цвета:
красный ___оранжевый ___ желтый ___
зеленый ___ голубой ___синий ___
белый ___ черный ___
б) назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки):
печенье какое? (круглое) ___
плитка какая? (квадратная) ___
косынка какая? (треугольная) ___ огурец какой? (овальный) ___
дверь какая? (прямоугольная) ___
в) ответить на вопросы по картинкам:
чай какой? (горячий)___
лед какой? (холодный)___
хвост какой? (пушистый)___
Г. Состояние словоизменения:
а) употребление сущ. в им. п. ед. и мн. ч. (образовать по аналогии):
кот – коты лев – ___
река – ___ ухо – ___
кольцо – ___глаз – ___
рот – ___
б) образование сущ. мн. ч. в Р. п. (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам): шаров ___ ключей ___
берез ___ ложек ___
книг ___ листьев ___
в) согласование прилаг. с сущ. ед. ч. (назвать по картинкам):
оранжевый апельсин ___голубая майка ___ белое блюдце ___ красный мяч ___ синяя шапка ___ розовое платье ___
г) употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам):
Где стоит ваза? (на столе) ___ Где лежат фрукты? (в корзине) ___ Где сидит кот? (на скамейке) ___
Где сидит кошка? (под столом) ___
Куда идет кот? (к дому)___
Что делает кот? (выглядывает из-за угла) ___
д) употребление числительных 2 и 5 с сущ. (назвать по картинкам):
два мяча ___пять мячей ___ две розы ___ пять роз___
два окна ___ пять окон ___
две машинки ___пять машинок ___
Д. Состояние словообразования:
а) употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (назвать по картинкам):
забор – заборчик ___лента – ленточка ___
рука – ручка ___окно – окошечко ___ носок – носочек ___ крыльцо – крылечко ___
б) образование названий детенышей животных:
у зайца - ___ у волка - ___
у белки - ___ у козы - ___
у кошки - ___ у лисы - ___ у слона - ___ у утки - ___
Состояние связной речи
Пересказ текста из нескольких предложений.
Рыбалка
Илюша собирался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке.
Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь.
Мама сварила Илюше вкусную уху.
___
___
___
___
___
Составление описательного рассказа по картинке.
___
___
___
___
Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок
___
___
Логопедическое заключение:
___