Елена Борисова
Речь воспитателя — основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Речь воспитателя — основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя
Овладение родным языком как средством и методом общения и познания является одной из важнейших задач овладения языком для детей дошкольного возраста. Особая чувствительность к овладению языком проявляется в дошкольном возрасте: если ребенок не овладел определенным объемом родного языка к пяти-шести годам,он,как правило, не сможет успешно продолжить этот путь на более поздних возрастных этапах.
Публикация «Речь воспитателя — основной источник речевого развития детей в детском саду, Требования к культуре речи воспитателя» размещена в разделах
Основную роль в развитии речи ребенка, пополнении словарного запаса,играет воспитатель и его речь,так как большую часть временив этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка общение с воспитателями является необходимым условием целостного развития. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детских садах-обучение родному языку, развитие речи и словарного запаса, речевое общение. Эта общая цель состоит из ряда конкретных задач, таких как:развитие культуры здоровой речи;обогащение,укрепление и оживление словарного запаса;улучшение грамматической точности;развитие разговорной речи;развитие связной речи;воспитание интереса к языку;подготовка к обучению грамоте. В детском саду дети дошкольного возраста овладевают важнейшей формой речевого общения-разговорной речью-путем изучения родного языка. Эти знания преподают и поддерживают воспитатели детских садов. Подражательная речь-характерная черта детей дошкольного возраста, обусловленная особенностями восприятия и мышления. Дети этого возраста не обладают способностью критически мыслить, поэтому они подражают всему, что видят и слышат в своем окружении,прежде всего,людям, которые непосредственно связаны с ними и с которыми у ребенка сложились положительные отношения. Знакомый человек,с которым ребенок непосредственно взаимодействует в этом детском саду,-это воспитатель. Его поведение,речь и внешний вид служат примером для подражания для детей. Особенности детского мышления и восприятия,сопровождающие подражание,должны использоваться в воспитании и образовании детей,особенно в обучении родному языку. Зная, что дети дошкольного возраста приобретают язык на основе устной речи через общение с окружающими их людьми,необходимо принять во внимание следующие соображения.
1. Манера речи педагога служит примером для ребенка в широком смысле,прежде всего в устной речи, на основе которой происходит ежедневное общение между ребенком и педагогом.
2. В группе дети практикуются в овладении русским языком,слушая речь детей. Недостатки речи учителя передаются детям, и потом уже в школе дети с трудом устраняют эти недостатки.
Условиями для выступления педагога являются.
1. Речи, обращенные к детям,должны быть дружелюбными и простыми для понимания. Для детей младшего возраста речь должна быть более красноречивой и простой. Младшие дети не могут понять аргументы, которые могут понять старшие дети, поэтому необходимо избегать ругать младших детей,но в тоже время обращаться с ними более решительно,чем со старшими детьми. Работник образования будет спрашивать младших детей,например, так:"Юра, не пачкай скатерть, ешь ложкой, не проливай воду на пол".Детям среднего и старшего возраста следует дать возможность сделать собственные выводы. Например,что-то вроде этого".Грязная"скатерть-не самая лучшая идея".Она не является"чистой".Стирка скатертей отнимает много времени. Мы должны защищать труд тех,кто стирает наши скатерти.
2. Речь педагога обязана быть грамматически правильной. Однако,к сожалению,такие ошибки встречаются очень часто".Возьмите из старшей группы"(где предлог "из"заменена"с")".Не кладите его сюда"("положите его сюда"вместо "не кладите его сюда")".Не слушайте,когда я это говорю".
3. Общение с детьми требует использования выразительных средств.
Монотонная и не выразительная речь воспитателей негативно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоции,а вместе с ними и языковую культуру. Во время обеда в младшей группе воспитатель говорит детям, которые едят медленно:"Ешь, ешь быстро,жуй, глотай, не смотри по сторонам". И дети не реагируют на этот сухой и монотонный голос, повторяющийся снова и снова. Другой педагог из той же группы использует метод, который поощряет позитивное отношение к еде: "Сегодняшний суп очень вкусный. Посмотрите,как красив этот зеленый горошек!Старайтесь есть его ложкой. Это хорошо. Это вкусно",-соглашается ребенок. Или: "Наташа сегодня хорошая девочка,она научилась есть быстро и чисто".Я тоже умею быстро есть",-вторят дети. Учитель подтверждает:"Да,Слава, у тебя острые зубы,и ты можешь быстро жевать".Дети улыбаются и быстро заканчивают свой обед.
4. Точное и убедительное изложение-неотъемлемое качество педагога.
То,как педагог говорит в группе,особенно важно,потому что направляет внимание всех детей на то,как говорит педагог. Образцы речи педагога должны применяться для решения всех задач,как в повседневном общении, так и вне, включая развитие словарного запаса и грамматически и фонетически правильную речь. Навыки, приобретенные, должны быть хорошо развиты,чтобы дети могли применять их в повседневной жизни. Однако педагоги часто не задумываются о том,как они взаимодействуют с детьми. Особенно распространенной ошибкой является "избыточность", использование языка,который не понимают. Если визуальное распознавание образца (предмета или узора) сопровождается словесным объяснением, детям будет трудно выполнить задание без него. Это связано с тем,что дети усваивают все аспекты разговора только на основе слухового восприятия,которое они слышат от преподавателя.
Эмоциональный аспект образца повышает культуру слушания и побуждает детей говорить что-то самостоятельно.
Воспитатели детского сада проводят гимнастику и двигательные игры с детьми в группе данного года обучения. Выразительные техники используются для повышения интереса детей к правильному движению. "Кролики должны идти по прямой дорожке, лес глубокий,они могут заблудиться,давайте следовать друг за другом".Кролик начинает прыгать быстрее.
Развитие у
детей интереса к языку требует использования выразительных средств речи не только в группе,но и в повседневном общении. Требования, предъявляемые к речевым образцам педагогов в повседневной жизни,являются обязательными для уроков. Образец речи педагога на занятиях должен применяться для решения всех задач работы по развитию речи. Речевая модель педагога особенно важна при изучении лексики и обучении произношению. Это объясняется тем,что дети учатся,когда правильно слышат новые слова.
Помимо требований педагога к модели поведения,следует также упомянуть требования педагога к ребенку.
1. Педагогам необходимо не только давать речевые образцы,но и видеть,как дети овладевают ими (для этого используйте упражнения и повторения)
2. Следует повысить интерес к правильной речи (поощрение,примеры детей,которые хорошо говорят,и т. д.).
3. Необходимо систематически наблюдать за речью детей,слушать их речь и исправлять их ошибки.
Детская речь,как в повседневной жизни,так и в группе,требует пристального внимания.
Речь воспитателя при обучении детей должна проявляться только в том случае,если его собственная речевая культура безупречна.