Ганиева Марина
Консультация «Ребёнок и культура»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок и культура
«Народ который не знает своей культуры, истории- презренен и легкомысленен.»
Н. М. Карамзин.
Поликультурная среда это то социальное пространство, в котором происходят общий процесс развития общества, функционирование и развитие культур во всех их проявлениях (политическая, художественная, нравственная и т. д.).
Публикация «Консультация „Ребёнок и культура“» размещена в разделах
Нам чуждо то, что не схоже с нами. Людям трудно понять и принять другой народ, без знакомства с его культурой, традициями и особенностями. И очень хорошо, если это знакомство произойдет в детстве. В детстве ребенок учится видеть в каждом человеке, вне зависимости от этнического происхождения, носителя общечеловеческих ценностей. В ребенке воспитывается любовь к ближнему, его духовные стороны и мораль. Развивая детей в этнокультурной среде, педагоги и воспитатели делают акцент на приобщении его к красоте и добру, прививают желание видеть неповторимую культуру разных народов, стараясь вызывать чувство гордости, уважения и любви к своему народу и своей многонациональной Родине. Ребенок приобщается к мировому культурному процессу.
Как известно, поликультурное воспитание направлено на установление благоприятных взаимоотношений между представителями различных культур. Поэтому важно с раннего детства приобщить детей к культурному наследию социума, чтобы они осознавали свою исключительную ценность, понимали и принимали ценности других людей. Воспитательная суть поликультурной среды заключается в том, чтобы научить детей уверенно управлять национальной сферой своего поведения, сохранять стабильность в эмоционально неустойчивых ситуациях и особенно в ситуациях с участием представителей разных национальностей.
Поликультурная среда характеризуется: открытостью; способностью быстро реагировать на образовательные потребности человека и социума. Среда призвана помогать: учитывать особенности воспитанников в их культурной идентификации; способствовать их более успешной адаптации к другим культурным условиям, посредством образования.
Приобщение к культуре это длительный и сложный процесс. С детства ребёнок впитывает родную культуру, через родной язык, фольклор. Нормы и ценности культуры многообразны. В каждом государстве, у каждой национальности своя культура. Нужно ли ребёнку изучать культуру? К чему приведет её отсутствие? Эти вопросы задавались и задаются и в современном мире. Ответ на них всегда однозначен: да. Ребёнок должен знать родную культуру, она нужна для полноценного развития, жизненной силы и душевного здоровья.
В детском возрасте задача педагогов расширить и пополнить знания детей о культуре. Воспитатель расширяет границы межкультурного общения, в сознании детей. Ищет новые методы и формы работы, с целью адаптации детей, к новым формам межкультурного общения.
События, происходящие в обществе, требуют переосмысления культурно-исторических, духовно-нравственных ценностей, положенных в основу эстетического воспитания учащихся. Для того чтобы ребенок осознавал, существующие реалии, ему нужно уметь разбираться в социальных процессах, происходящих в обществе, уметь анализировать, получаемые извне данные, структурировать понятия об этнических культурах, относиться с уважением к другим культурам. Очень важно, уменьшить количество конфликтов на межэтнической основе. Ребенку, нужно больше давать возможности общения с другими представителями различных этносов, рассказывать об истории возникновения истории различных народов.
Конечно, необходима и организация поликультурной образовательной среды, которая создает благоприятные условия для обеспечения ребенку адекватного восприятия своей национальности и формирования у него позитивного отношения к представителям других национальностей, развития межкультурной компетентности.
Работа воспитателя в сочетании с воспитанием родителей дома, поможет ребенку пройти процесс социализации и адаптации для благоприятного проживания в поликультурной среде.
Формы работы с детьми в данном направлении в нашем детском саду разнообразны:
Беседы о планете Земля как общем доме, о многообразии культур стран и народов мира;
Беседы о Родине, о делах народа, великих открытиях, природе, о знаменитых людях: «Мир вокруг нас», «Земля – наш общий дом», «Наша Родина – Россия, наш язык – русский», «Город, в котором мы живем», «Беседа о Волге», «История в архитектурных памятниках» и другие;
Знакомство со странами мира, официальными символами государства, дающими представление о природе (сущности) государства и тех ценностях, которых оно придерживается, сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры;
Обучение навыку представления себя на нескольких языках (английском, татарском, башкирском); изучение иностранных языков; проведение выбранных дидактических игр;
Оформление информационных стендов об известных людях, информация к государственным праздникам (День Защитника Отечества, День Космонавтики, День Победы, День Конституции) и тд.
Также в детском саду реализуются совместные проекты детей, воспитателей и родителей на темы: «Всё, что я знаю о своём имени», «Генеалогическое древо семьи».
Очень популярен семейный проект на тему «Я и моя семья».
Одним из звеньев поликультурного воспитания у дошкольников, взаимодействие с семьями детей.
Традиционными в нашем ДОУ сложились такие формы работы с семьями: выпуск семейных газет, проектная деятельность, использование семейных фотоальбомов в режимных процессах, выставки совместных поделок, фотовыставки, конкурсы поделок, организация и проведение выставок совместных работ родителей и детей имеют большое значение в вопросах поликультурного воспитания дошкольников. Дети получают знания о близких людях, интересуются их достижениями, учатся выражать свои мысли и чувства. Такие выставки приносят всем чувства радости, удовлетворенности.
На сегодняшний день дети с родителями путешествуют по всему миру. Вернувшись из отпусков, дети приносят фотографии, домашние видеофильмы, сувениры из путешествий в другие страны.
Благодаря продуктивной работе родителей, детей и воспитателей в нашем ДОУ, поликультурная среда богата и разнообразна. Отношения в детском коллективе искренние и дружеские. Цель данного проекта: развитие в детях уважения и доброжелательного отношения к носителям других культур.
С нашей точки зрения цель достигнута, и дети обогатили не только свой культурный опыт, но и речевое развитие, коммуникативные навыки.
Ганиева М. Н.
Гизетдинова Л. Ф.