Елена Урванцева
Консультация для родителей «Капризный ребёнок»
▼ Скачать + Заказать документы
Капризный ребёнок
Формирование личности ребёнка начинается очень рано. В дошкольный период закладываются основы характера и нравственного облика будущего человека, формируется определённое отношение к людям, к труду, к окружающей действительности, усваиваются моральные нормы поведения.
Публикация «Консультация для родителей „Капризный ребёнок“» размещена в разделах
Вместе с ростом ребёнка развивается его самосознание, сознательное отношение к окружающему; уже в возрасте трёх-четырёх лет дети при соответствующем воспитании понимают, что хорошо, а что плохо, они могут оценить положительный поступок и проявить отрицательное отношение к плохому.
Дать нужное направление развитию нравственных сторон личности будущего человека – задача первостепенной важности.
Дети очень чутки к установившимся отношениям в семье, и в зависимости от этого у них возникает определённый способ поведения. В семье, где каприз ребёнка выполняется немедленно, дети привыкают добиваться желаемого с помощью плача. Этот способ воздействия на взрослых становится для ребёнка привычкой, и он всегда прибегает к нему.
Безусловно, ребёнок – самое дорогое и милое существо для родителей, но нельзя, чтобы его каприз руководил действиями родителей, нельзя, чтобы он постоянно слышал восторженные отзывы взрослых о себе, это развивает в нём тщеславие, чувство обособленности, превосходства. А отсюда и развязность в поведении, капризы, эгоистические поступки.
Родители считают своего ребёнка особенным и превозносят его воображаемые достоинства. Разве смогут родители в то же время научить его уважать окружающих людей, считаться с их интересами? Ведь такой ребёнок умеет радоваться только тогда, когда всё приспособлено к его интересам, совпадает с его желаниями. Он умеет только брать, но не привык давать. Если ребёнок привык смотреть на своих родных и близких с «потребительской» точки зрения, то он постепенно начинает так же смотреть и на всех окружающих его людей. Вырастает человек, претендующий на одни лишь права и не признающий никаких обязанностей.
Идя на поводу у ребёнка, предупреждая все его желания, мы наносим ему огромный вред ещё и тем, что отнимаем у него возможность «тренировать» волю, учиться управлять своими желаниями.
Важно с самих ранних лет приучать ребёнка к слову «нельзя». Именно здесь желание ребёнка, его «хочу», «дай», сталкивается с интересами окружающих. Ведь он не один живёт на свете, а с другими людьми, с потребностями которых, желаниями, интересами он должен считаться. Ребёнок должен это понять : он хочет, но этого нельзя, так как доставляет неудобства другому, это плохо. Можно не всё. Ребёнок, знающий ограничения, без капризов подчинится запрещению взрослого.
Важно, чтобы ограничения и запреты опирались на сознание ребёнка, были справедливы, а словом «нельзя» не злоупотребляли. Постоянные запреты сбивают ребёнка с толку, держат его в напряжении, что, естественно, вызывает капризы. Чрезмерными запрещениями можно создать у ребёнка привычку не реагировать на них. Надо, чтобы понятия «нельзя» и «можно» шли параллельно. Тогда ребёнок понимает, что не всё нельзя, но и что-то можно и начинает осознавать разницу между этими понятиями.
Мы должны воспитывать у детей волю, зная, что воля – это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно. Вот почему надо, чтобы ребёнок рано научился понимать запрет, знал, что «нельзя», а что «можно».
Ребёнок, умеющий сдерживать свои желания, не станет капризничать, он осознанно воспримет запрет.
Каковы же условия, позволяющие предотвратить возникновение детских капризов?
Воспитание ребёнка надо начинать с первых дней жизни. Чёткий режим и содержательная жизнь ребёнка – основное условие предотвращения капризов.
С малых лет необходимо воспитывать у ребёнка нравственные привычки и потребности. Даже у самых маленьких детей могут быть определённые обязанности в семье, что необходимо для формирования у них чувства долга перед другими людьми, предотвратит появление эгоистических, потребительских наклонностей.
Не следует фиксировать внимание ребёнка на его отрицательных проявлениях – капризах. Дети легко внушаемы. Нельзя возводить каприз во что-то такое, перед чем взрослый должен «отступить», уступить требованиям ребёнка. Иначе можно приучить его добиваться желаемого с помощью капризов. Капризов ребёнка лучше не замечать. Спокойное, ровное, твёрдое, внешне равнодушное отношение к капризам – наиболее правильный приём воздействия на капризного ребёнка. Взрослому следует проверять своё собственное поведение. Причины капризов часто кроются не в самом ребёнке, а в обстановке его жизни, в поведении окружающих взрослых. Родителям необходимо уметь давать указания авторитетно. Важно соблюдать твёрдость и серьёзность тона, быть справедливым и последовательным в своих требованиях. Недопустимы в обращении с детьми резкие одёргивания, запугивания, чрезмерные нотации и нравоучения. Нельзя давать детям обещания, которые не могут быть выполнены (и взрослые заранее об этом знают). Совершенно недопустимы угрозы и подкуп, к которым прибегают родители, пытаясь воздействовать на капризного ребёнка. Указания, данные одним из взрослых членов семьи, непременно должны поддерживаться всеми остальными, тогда ребёнок не будет искать «защиты»то у бабушки, то у мамы или папы. Обязательно единство в требованиях к ребёнку.
Родительская «профессия» обязывает отцов и матерей вдумчиво относиться к воспитанию своих детей, формируя в них все лучшие качества.
Задача каждого – с малых лет воспитывать в детях те черты, которые мы хотим увидеть в них, когда они станут взрослыми!