Елена Маклакова
Консультация для родителей «Гиперактивный ребёнок»
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы в мире действительно наблюдается выраженный рост детской гиперактивности. И, конечно, общество встревожено. Ведь совсем недавно, лет двадцать-тридцать – и уж тем более пятьдесят! - назад такая проблема не стояла. Гиперактивных детей становится все больше и больше. Особенно среди мальчиков. Они бывают подвержены гиперактивности примерно в 7-10 раз чаще по сравнению с девочками.
Публикация «Консультация для родителей „Гиперактивный ребёнок“» размещена в разделах
Как же отличить просто активного ребенка от гиперактивного? И неуправляемого — от своевольного?
Гиперактивный ребенок искренне хотел бы сдержаться, но не может. В его поведении нет злонамеренности. Он собой действительно не владеет. Им владеют. Владеют противоречивые желания, неосознанные влечения, хаос, тревога, страх, агрессия. Он подобен щепке, влекомой куда-то бурным потоком страстей. То есть при всей своей внешней активности, внутренне он совершенно пассивен. Куда его понесет — туда и понесется.
Конечно, каждый ребенок может войти в раж и на какое-то время стать неуправляемым, но для гиперактивного ребенка это не редкие эпизоды, а привычное состояние.
Своевольные дети вполне могут одерживаться, но не считают это нужным. При незнакомых людях они обычно ведут себя гораздо спокойнее, чем с домашними. А если распоясываются (например, в магазине, когда им отказываю в какой-то покупке, то это значит, что они абсолютно уверены в своей безнаказанности: мама при чужих не посмеет их отшлепать. Получив решительный отпор, строптивцы быстро «входят в разум».
Гиперактивные дети, наоборот, на людях ведут себя хуже, чем дома, поскольку контакты с чужими действуют на них растормаживающе. В отличие от своевольных детей, мастерски умеющих манипулировать родными, неуправляемый ребенок не преследует цели «повыделываться» и добиться-таки своего. Строптивец не верит в то, что его плохое поведение может повлечь за собой какие-то неприятные последствия. Гиперактивный ребенок этого не понимает. Он часто совершает какие-то опасные поступки (например, хватает острые предметы, выбегает на проезжую часть дороги, но делает это из-за своей неспособности прогнозировать, что будет дальше, а не потому, что ищет приключений или хочет пощекотать кому-то нервы.
Двигательная расторможенность сочетается у гиперактивного ребенка с пониженным вниманием. Оно хаотично переключается с одного предмета на другой, которые случайно оказываются в поле его зрения. Такое поведение специалисты называют «полевым». Он хватается за то, за это, ничего не доводят до конца. Часто отвечает невпопад, не вдумываясь в смысл вопросов. В группе постоянно выскакивает вперед, а выйдя выступать, — не знает, что говорить. Не слушает обращенную к нему речь. Ведет себя так, будто рядом никого нет. С детьми играть не умеет, пристает к ним, чуть что — начинает драться.
Шлепки, окрики действуют на него ненадолго (если действуют вообще). И немудрено, ведь, повторяю, такой ребенок действительно НЕ МОЖЕТ сдерживаться. Кричать на него — все равно что пытаться остановить криком разбушевавшуюся стихию.
Но любые наблюдения нас, педагогов,ничего не значат, выводы может делать только специалист, поэтому первоочередной нашей задачей является работа с родителями ребёнка, которая заключается в тактичной и дружелюбной рекомендации обратиться за помощью к специалисту. В случае, когда родители обратились к специалисту и специалист выявил у ребёнка признаки гиперактивности, то мы работаем совместно со специалистами и родителями. Чем конкретно мы, как педагоги, можем помочь ребёнку? Надо помнить, что каждый ребёнок особенный и каждый раз необходимо рассматривать, анализировать конкретную ситуацию, характерную именно для этого ребёнка и, уже опираясь на это, вырабатывать стратегию взаимодействия с ребёнком.
Рекомендации родителям :
• Гиперактивный ребенок перевозбуждается от большого скопления людей. По возможности избегайте людных мест (крупные магазины, рынки, театры)
• Не разрешайте ребенку играть в компьютерные игры.
• Не позволяйте ребенку засиживаться перед телевизором. Старайтесь, чтобы телевизор в комнате, где находится малыш, был выключен.
• Гиперактивного ребенка нужно отдавать в сад как можно позже, когда он уже научится более-менее контролировать своё поведение. И обязательно предупредите воспитателей о его особенностях.
От педагога по возможности требуется игнорирование вызывающих поступков ребенка и поощрение хорошего поведения.
Необходимо помнить и учитывать то, что гиперактивному ребёнку легче заниматься в начале дня, нагрузка должна соответствовать возможностям ребёнка. Гиперактивный ребёнок гораздо чувствительнее к похвале, и работая с взрослым, не проявляет признаков гиперактивности, и лучше справляется с работой. Специалисты отмечают, что чем театральнее воспитатель, тем легче он справляется с трудностями гиперактивного ребёнка, ведь его влёчет всё новое.
Подбирая игры, особенно подвижные, необходимо учитывать особенности детей: дефицит внимания, двигательная активность, импульсивность, быструю утомляемость, неумение длительное время подчиняться групповым правилам. В игре трудно дождаться своей очереди и считаться с интересами других. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.
Необходимо помнить, что при работе с ребёнком необходимо всегда оставаться спокойным, ведь как говорил Л. Пасечник: «Нет хладнокровия – нет преимущества».