Сизоненко Елена
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе «Ребусы, ребусы, ребусы»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: «Ум без догадки гроша не стоит» гласит народная мудрость. (1)
Ребус – это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией рисунков, фигур, букв или знаков. (2)
Воспитатель: История ребусов (3)
Историю возникновения ребуса можно отнести к древним временам, когда люди передавали друг другу информацию с помощью примитивных изображений. Древние египтяне еще за три-четыре тысячелетия до нашей эры использовали эти приемы, когда некоторые слова было проще нарисовать нежели написать.
Публикация «Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе „Ребусы, ребусы, ребусы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Ребусы, шифровки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2021
В качестве шуточных загадок первыми использовать ребусы начали французы в пятнадцатом веке. В то время так называлось выступление паяцев на площадях. Это очень потешало простой народ и быстро снискало популярность. Безусловно, кроме знатных особ, которых высмеивали комедианты. Поэтому в шестнадцатом веке такие развлечения были запрещены.
Но ребус не исчез, он просто видоизменился. Шуточная и остроумная игра слов не убавила к себе интереса. Постепенно стали появляться нарисованные загадки, которые содержали в себе картинки, буквы, цифры — часть того, что сейчас используется в современных ребусах.
В середине XVI века во Франции была издана первая печатная книга ребусов. Ее автор — поэт Этьенн Табуро.
Постепенно ребусы становились все более популярными и начали покидать пределы Франции, распространяясь по Италии, Англии, Германии. Так, например, в конце XVIII века, английским художником Томасом Бьюиком была издана детская Библия. (4) Для более доступного понимания некоторые слова и даже фразы текста заменили на интересные картинки. Это сделало познание Святого Писания доступным и увлекательным для детей.
В 1845 году появились первые занимательные картинки с загадками в российском журнале «Иллюстрация». (5)А в 1881 году увидел свет еженедельный журнал «Ребус». (6)
Этот увлекательный процесс разгадывания рисунков уже было не остановить. Появлялись новые журналы, брошюры, буклеты и руководства по разгадыванию. А с появлением телевизора ребусы благополучно завоевали экран.
Популярность ребусов не падает и сейчас. Они отлично развивают память и сообразительность. К тому же, интересны как взрослым, так и детям.
Существует несколько видов ребусов :(7) это могут быть
тематические, (8)
словесные, (9)
математические, (10, 11, 12)
р-загадки, (13)
р-шутки(14)
р-пословицы, (15)
р-рассказы, (16)
р- «сложи-вычти». (17)
Воспитатель: Ребус – это шифровка, носящая развлекательный характер. Но составление ребуса – это умственный труд.
Работу облегчат следующие правила: (18)
• Название всех изображённых на рисунках предметов надо читать только в именительном падеже.
• Часто предмет, изображённый в ребусе, может иметь несколько названий. Например: глаз и око, нога и лапа; или же предмет может иметь одно общее или одно конкретное название, например: рыба-общее название; сазан, карась, щука - конкретное названия. Умение правильно назвать изображённый на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов. Чтобы решить ребус надо расшифровать его по частям, то есть записать подряд наименования всех изображённых букв, рисунков и цифр, а за тем разделить их на слова и составить по смыслу зашифрованный текст
• Если предмет нарисован в перевёрнутом виде, название его надо читать справа налево. Например, воз - зов.
• Если слева или справа от нарисованного предмета одна или две запятых, это значит, что в начале или в конце слова надо отбросить одну или две буквы.
• Такие слова, как перед, над, на, под, за, при, у, о, в, как правило, в ребусах рисунком не изображаются, но выявляются из соответствующего положения букв и рисунков.
• Такие части слова как с, к, из, от, по, и можно рисунком не изображать, а использовать их в качестве предлогов или союзов, указывающих отношение одного элемента ребуса к другому.
• Если над рисунком стоят цифры, тогда и буквы из названия нарисованного предмета надо читать в порядке этих цифр, например, четвёртая, третья, вторая и, наконец, первая.
• Если конфигурация какой-либо буквы составлена из других букв, надо читать изображённую букву, используя предлог из.
• Отдельные слоги в ребусе можно изображать при помощи нот.
• Если часть слова произносится одинаково с числительным, то в ребусе можно изобразить её числами.
• Иногда в ребусе можно использовать дробь. В этом случае черта, отделяющая числитель от знаменателя, ставится наклонно или же рисуется половина буквы.
• Если нарисован предмет, а около него или над ним написана зачёркнутая буква, это значит, что эту букву надо исключить из названия нарисованного предмета.
• Если над перечеркнутой буквой или рядом с ней написана другая буква, то в названии предмета читается буква, стоящая над зачёркнутой или рядом с нею.
• В ребусах рядом с рисунком или над ним могут стоять две буквы со знаком уравнения между ними. Это означает, что буква, находящаяся слева, заменяется второй буквой.
Воспитатель: Рассмотрим некоторые правила на примерах: (19)
• Запятые справа от слова (или заменяющего его изображения) означают удаление соответствующего числа букв справа.
Получаются “рога” (убрали две буквы у слова “дорога”).
Получается “вор” (убрали три буквы у слова “ворона”).
• Для удаления букв внутри слова их записывают над изображением и перечеркивают.
Получается “мотор” (убрали “ни” у слова “монитор”).
«глаз» читаем «газ», «кость» читаем «гость» : (20)
• Для замены буквы используют равенство: “ 2=д ” означает, что вторая буква в слове будет “ д ” ; “ р=п ” означает, что каждую букву “ р ” в слове нужно заменить на “ п ” .(21)
Получается “липа” (заменили “с” на “п” в слове “лиса”).
• Для изменения порядка букв в слове над ним ставят цифры, которые определяют новый порядок следования.
Получается “розга” (заменили порядок следования букв в слове “гроза”).
• Перевернутое вверх ногами изображение означает, что слово следует читать справа налево.
Получается “ток” (читаем справа налево слово “кот”).
Или, если возле рисунка изображены две цифры со стрелками, направленными в разные стороны, значит, в слове необходимо указанные цифрами буквы поменять местами. Например, «замок» = «мазок». (22)
• При шифровании предлогов часто используют структуру начертания изображения. (23)
Получается “вода” (в букве “о” находится “да”).
Получается “подушка” (под буквой “у” находится “шка”).
Получается “фонари” (“фо” находится на “ри”).
Получается “заяц” (за буквой “я” находится буква “ц”).
А теперь предлагаем ребусы для самостоятельного решения. (24)
Прочти фразу : «Нашел Тит подкову и подарил ее Насте» (25)
«Красная девица сидит в темнице, а коса на улице»(26)
Воспитатель: Для чего же нужны ребусы?
Не только руки, ноги, тело требуют тренировки, но и мозг человека. Решение задач, головоломок, ребусов развивает логическое мышление, повышает скорость реакции, помогает хорошо в дальнейшем учиться. Разгадывание и составление собственных ребусов помогает запомнить правописание, состав и значение слов.