Любовь Архипова
Консультация «Ребенок заикается. Что нужно знать воспитателям»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности речевого поведения
При заикании нарушается целостность и плавность речи. Ребенок повторяет или удлиняет звуки, слоги, слова и паузы в середине слова. Запинки проявляются в виде частых остановок в речи или в нерешительности начать говорить.
Скрыть заикание ребенку помогают речевые уловки. Он часто вставляет в речь эмболы («да», «вот», «значит», «ну», «это самое» и т. п., заменяет звуки и слова. Например, если на первом звуке «п» в слове «папа» происходит запинка, то он заменяет его на слово без звука «п» — отец.
Публикация «Консультация „Ребенок заикается, Что нужно знать воспитателям“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Что должен знать и уметь ребенок. Консультации для родителей
- Темочки
Кроме речевых уловок ребенок может использовать и двигательные уловки: раздувать крылья носа, зажмуривать глаза, кивать головой, раскачиваться туловищем, притоптывать, сжимать пальцы в кулаки и т. д. Они также помогают ему замаскировать запинку.
Иногда уловочные движения настолько сложны, что начинают напоминать двигательные ритуалы. Например, перед тем, как начать речь, ребенок на несколько секунд закрывает глаза и одновременно почесывает нос правой рукой, затем переступает с ноги на ногу и только после этого начинает говорить.
Не запрещайте ребенку с заиканием использовать двигательные уловки — заикание может усилиться, или сформируется новый двигательный стереотип.
Иногда речь заикающихся детей сопровождается вегетативными реакциями: краснеет или бледнеет лицо, учащается сердцебиение, усиливается потливость рук и тела.
У детей с заиканием проявляется и неврологическая симптоматика: минимальная мозговая дисфункция, гипердинамический, астено-невротический синдром, резидуальные проявления диффузного поражения центральной нервной системы. Такие дети неуравновешенны, эмоционально лабильны, капризны, у них нарушается сон, снижается аппетит, ухудшается настроение. Поэтому родителям рекомендуют обращаться с ребенком к неврологу один раз в полугодие.
Особенности коммуникативного поведения
Некоторые дети с заиканием легко вступают в общение со сверстниками и взрослыми, проявляют интерес к коммуникативным ситуациям. Но есть дети с неустойчивыми формами общения, а также с негативным и аутистическим поведением.
Дети с неустойчивой общительностью сначала охотно вступают в контакт, проявляют интерес к заданию и деятельности. Но постепенно у них нарастает пассивность, утрачивается интерес, появляется безразличие, невнимание к просьбам взрослого. Такие дети с трудом входят в проблемную ситуацию, чтобы выполнить требование, им нужна активная психологическая стимуляция и многократные повторения.
Дети с негативным отношением к собеседнику замкнуты, стеснительны, иногда агрессивны. Требование выполнить просьбу, задание, особенно в новой обстановке, вызывает у них реакции невротического характера, а иногда почти аутистическое поведение (избегание, изоляция).
Общаются такие дети со сверстниками и взрослыми крайне избирательно: предпочитают одного воспитателя другому, дружат только с одним — двумя сверстниками, избегают общения с остальными детьми. Сопротивляются при попытке вовлечь их в групповую деятельность.
Особенности игрового поведения
Фрустрирующие ситуации:
• встреча с незнакомыми взрослыми людьми и детьми, особенно с новым коллективом детей;
• деятельность в условиях ограниченного времени;
• взаимодействие, которое требует принять быстрое решение;
• выполнение задания в условиях жесткого требования;
• невозможность быстро получить желаемое;
• конфликтные ситуации с детьми по различным поводам;
• выступление перед большой аудиторией;
• психотравмирующие ситуации (физическое и психологическое насилие, грубое отношение, резкие неожиданные звуки, угрозы от детей или взрослых, наблюдение случайных событий — аварии, катастрофы, драки, убийства и пр.)
Кандидат педагогических наук, профессор Г. А. Волкова исследовала игровую активность детей дошкольного возраста с заиканием и выделила группы.
Дети группы А: сами предлагают тему игры и принимают ее от сверстников; распределяют роли и соглашаются на роль, которую предлагают; активно участвуют в оборудовании игрового места; вносят предложения по сюжету, согласовывают свои замыслы с действиями сверстников; охотно придерживаются правил и требуют этого от других участников игры.
Дети группы Б: предлагают тему игры; распределяют роли; дают указания в ходе подготовки игрового места, но при этом иногда конфликтуют с детьми; в процессе игры навязывают играющим свой сюжет; не умеют и не хотят согласовывать свои действия с замыслами других участников игры, нарушают правила.
Дети группы В: принимают тему игры и роль от товарищей; активно со всеми готовят игровое место; редко высказываются по ходу игры; согласовывают свою деятельность с замыслом товарищей, выслушивают от них пожелания по поводу исполнения роли; выполняют правила, но своих не устанавливают и не требуют исполнения от играющих сверстников.
Дети группы Г: способны играть, только принимая тему и роль от сверстников, но чаще от взрослого; готовят игровое место по указанию более активных участников игры или только с помощью взрослого; высказывают предложения по сюжету, но действия с замыслом играющих согласовывают только по совету более активных детей; соблюдают правила игры под контролем взрослого или играющих; пассивны, безынициативны.
Дети группы Д: редко участвуют в игре, не испытывают потребности в игровом общении; затрудняются входить в игру даже после предложения темы и роли детьми или взрослым; готовят игровое место по подсказке других и могут выполнять действия и правила в ходе игры, которые предлагают сверстники; пассивны, полностью подчиняются решениям товарищей, быстро теряют интерес к игре.
Если воспитатель знает эти особенности, то он может вовлечь ребенка в игру, адекватную его возможностям и постепенно перевести его из групп В, Г, Д, в группы, А, Б.
Чем опасно повышенное внимание к дефекту
Повышенное внимание на речевом нарушении формирует у ребенка страх речи. В дошкольном возрасте дети испытывают его неосознанно. Они переживают тревогу, беспокойство, волнение. При длительной и выраженной фиксированности внимания на заикании у детей нередко развивается логофобия — боязнь речевого общения.
В. И. Селиверстов выделяет три группы детей по степени фиксированности внимания на дефекте:
1. Дети с нулевой степенью — не испытывают ущемления, чувства стеснения или обидчивости от сознания своей неполноценной речи.
2. Дети с умеренной степенью — испытывают неприятные переживания, скрывают заикание и компенсируют манеру речевого общения с помощью уловок.
3. Дети с выраженной степенью — постоянно концентрируют свое внимание на речевых неудачах, долго и тяжело переживают их, им свойственны замкнутость, болезненная тревожность и мнительность, выраженный страх перед необходимостью говорить.
Степень фиксированности внимания на дефекте усиливается с возрастом. В основном это происходит из-за неправильного отношения педагогов и родителей к ребенку с заиканием : излишне требовательны, чрезмерно зациклены на его нервной и речевой слабости, его психофизическом состоянии, уделяют недостаточно внимания.
Какие условия создать в группе
Учитель-логопед и педагог-психолог организуют коррекционно-логопедическую и психолого-педагогическую работу с заикающимся ребенком. Задача воспитателя — поддерживать и реализовывать эту работу вместе с ними, выполнять их рекомендации.
Для этого следует собрать информацию о том, какой стаж и причина заикания ребенка, как он реагирует на ряд ситуаций затрудненного общения, получает ли коррекционную помощь за пределами детского сада. Для этого изучите педагогическую документацию, проведите анкетирование родителей, побеседуйте с ними и с ребенком.
В беседе с родителями узнайте, какой коррекционный речевой режим соблюдается в семье, и придерживайтесь его в общении с ребенком. Речевой режим определяет специалист, который занимается с заикающимся ребенком : «режим молчания» (отсутствие речи; организуется деятельность, исключающая речевое общение, «режим ограничения речи» (общение предполагает односложные ответы, «щадящий речевой режим» (речевая активность ребенка постепенно увеличивается).
Чтобы поддержать коррекционную работу, которую учитель-логопед проводит с заикающимся ребенком, необходимо создать в группе специальные условия:
• организовать благоприятный эмоциональный фон, отслеживать психоэмоциональное состояние ребенка в течение дня, недели, не допускать психических и физических перегрузок;
• заботиться о взаимоотношениях ребенка и воспитателей, ребенка и сверстников; учить других детей принимать и понимать детей с заиканием;
• адекватно относиться к речевому нарушению ребенка;
• организовать деятельность, которая способствует спокойной, плавной речи;
• ограничить участие ребенка в общих зрелищных мероприятиях (праздниках, где присутствуют все группы, спектаклях с громким звучанием, с острыми волнующими сюжетными линиями);
• минимизировать общение ребенка с гиперактивными, агрессивными и конфликтными детьми; чаще объединять его с детьми спокойными, уравновешенными, которые хорошо и неторопливо говорят, не склонны к конфликтам;
• при обострении течения заикания вводить режим ограничения речи сроком на 7–12 дней по договоренности с родителями и специалистом;
• поддерживать контакт с родителями, сообщать им об ухудшении речи ребенка, его психоэмоционального состояния;
• если у ребенка в группе вдруг возникает заикание, а родители этого не замечают, сообщить учителю-логопеду и педагогу-психологу. Заручившись их поддержкой, предложить родителям временно прекратить посещение детского сада и пойти на прием к неврологу, логопеду, психиатру;
• если ребенка с заиканием переводят в группу компенсирующей направленности, важно, чтобы ни он, ни другие дети не узнали настоящей причины этого.
Чаще всего не замечают заикание у ребенка в неполных, неблагополучных, малообеспеченных семьях. Дети в таких семьях лишены необходимой заботы и внимания, предоставлены самим себе. Подобные семьи нуждаются в социально-педагогической поддержке и помощи со стороны педагогов и специалистов детского сада, чтобы процесс устранения заикания у детей был более успешным.
Памятка для воспитателей
Как вести себя с ребенком, который заикается
1. Как можно меньше замечайте запинки в его речи, не произносите сами и запрещайте другим произносить слова «заикание», «заикается», «запинки».
2. Не делайте замечания со словами «говори хорошо», «говори медленно», «расслабься», «вдохни перед началом речи» и другие замечания, которые касаются его речи. Отмечайте ситуации, когда у него получается хорошо говорить.
3. Разговаривайте с ним, соблюдайте правила, неторопливо, размеренно, не задавайте много вопросов.
4. Не обращайте внимания на сбивчивую речь, не произносите за него слова, которые он не может договорить из-за заикания, этому же учите других детей.
5. Предупреждайте и не допускайте случаи, когда дети дразнят ребенка, обзывают, обижают его, исключают из общих игр, выражают ему свое негативное отношение.
6. В процессе общения дайте ему почувствовать, что его внимательно слушают, спокойно реагируют и на то, о чем он говорит, и на то, как он говорит.
7. Предоставьте ему возможность договорить, пусть с трудом, то, что он хотел сказать, не перебивайте, не торопите, поддерживайте постоянный зрительный контакт.
8. Поощряйте и хвалите его как можно чаще, даже если у него что-то не получается.
9. На занятиях учитывайте его интересы, поощряйте самостоятельность, поддерживайте его инициативу в игре.
10. Не требуйте того, что он не может выполнить в силу своих особенностей; принимайте и любите его таким, какой он есть.