Виктория Руднева
Ребенок-аллергик в семье и в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время мы сталкиваемся с увеличением количества детей с различными нарушениями иммунной системы, такими как пищевая гиперчувствительность и аллергические дерматиты.
Основная причина проявления аллергии у детей это наследственность. Но и особенности современной жизни также повлияли на развитие детской аллергии: употребление различных лекарств, особенно антибиотиков, женщиной во время беременности; злоупотребление продуктами питания с красителями и различными химическими добавками; неблагоприятная экология, - всё это и многое другое напрямую способствуют развитию этого заболевания у малыша.
Публикация «Ребенок-аллергик в семье и в ДОУ» размещена в разделах
Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Необходимо сформировать знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В системе реабилитационных мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей с алергопатологией, особую ценность представляет оздоровительный аспект, где главное место отводится организации гипоаллергенного быта и гипоаллергенного питания, специфическим физкультурно-оздоровительным мероприятиям и закаливанию. Ведущим научно-обоснованными методами эффективного закаливания являются контрастные температурные воздействия (контрастные воздушные ванны и контрастный душ). Именно эти методы способствуют развитию и совершенствованию системы терморегуляции. Рекомендуются цикличные упражнения, особенно на открытом воздухе, выполняемые детьми в свободной, не стесняющей движения одежде на занятиях и прогулках.
Одним из методов мобилизации иммунной системы является оздоровительная дозированная ходьба. Она повышает функциональные возможности организма ребенка, вырабатывает ритмичное дыхание, цикличная работа в умеренной мощности увеличивает возможности сердечно-сосудистой системы, обогащая органы и ткани кислородом, повышает выносливость.
Доказано, что на развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. Одним из важнейших условий воспитательно - образовательной работы является правильная организация пространственной среды. Это должна быть естественная, комфортная, уютная обстановка, рационально организованная, с разнообразными игровыми материалами. Такая среда позволяет одновременно включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Развивающая предметно-пространственная среда в группе должна быть содержательно насыщена, трансформируема, многофункциональна, доступна и безопасна. Решение программных задач предусматривает не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Она строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, учитывает возрастные особенности дошкольников. Предметная среда предоставляет ребенку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя. Право выбора деятельности предоставляет ему широкие возможности для саморазвития.
Благодаря организации различных игровых зон и уголков (принцип зонирования, в группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской).
Коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал: пособия, игры с элементами коррекции (подвижные игры и на развитие речевого и физиологического дыхания, иллюстративный материал по разделам коррекционной работы, оборудованы уголки, стимулирующие речевое, познавательное и личностное развитие детей. Дидактическое оснащение соответствует развитию детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Игры в уголке подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие психических процессов и функций. Материал, содержащийся в уголке, имеет многофункциональный характер.
В работе с детьми, имеющими бронхо-легочную и желудочно-кишечную патологии так же необходим оптимальный двигательный режим, а так же разные виды психотерапии. Важными условиями являются: выявление факторов, способствующих возникновению и развитию дистрессовых невротических состояний у детей, создание условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке для каждого ребенка. Рекомендуется применение психолого-педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей, в виде индивидуальных бесед воспитателей и психологов с ребенком и родителями, подвижных игр с элементами коррекции, сюжетно-ролевых и особенно режиссерских игр.
Поэтому театральный уголок - важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, пальчиковый и настольный виды театра. Дети - большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
Так же необходимо использовать различные игры и упражнения, направленные на профилактику и коррекцию нарушений иммунной системы: игры на развитие речевого и физиологического дыхания и игры на снятие психоэмоционального напряжения.
Большую роль играет формирование осознанного отношения к здоровью через организацию питания. Необходимо дать детям общее представление о здоровье, как о ценности. Расширить представления детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем. Расширять знания дошкольников о питании, его значимости и о взаимосвязи здоровья и питания.
Знакомить детей с полезными продуктами питания при пищевой аллергии. Формировать у них желание выбирать и кушать продукты полезные, которые укрепляют здоровье, отказываясь от продуктов, которые кушать пока нельзя или не полезно. Давать знания о полезной пище через сюжетно-ролевые игры («магазин», «готовим для кукол обед» и т. п., беседы, дидактический наглядный материал.
Огромную роль в воспитании по ЗОЖ играет и семья. Так как многое зависит от того, как взрослые относятся к здоровью, необходима работа с родителями в виде консультаций, лекций, практикумов, круглых столов, групповых и индивидуальных бесед.