Марина Меньшикова
Консультация для родителей «Ребенок в неполной семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Центральным вопросом, по нашему мнению, который должен интересовать родителя, воспитывающего ребенка, как говорят в народе «на одних руках», это «Каков процент успеха в педагогической практике может дать один из родителей своим детям за исключением доли воспитания другого?» - этот вопрос, уходит корнями в гендерную проблему.
Одним из лучших мировых специалистов в этой области признана - Шон Меган Берн. Ею выполнен серьезный социально-психологический анализ, где раскрыты вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями. Труд этого ученого (Первый в России учебник по социальной психологии пола и гендера) должен стать отправным для каждого кто сколько-нибудь занимается проблемами воспитания подрастающего поколения.
Публикация «Консультация для родителей „Ребенок в неполной семье“» размещена в разделах
Многие родители, занимающиеся воспитанием своих детей в неполной семье, особенно в первые годы воспитательной функции утверждают: «Ничего страшного воспитаю один (а)». Исключая второго родителя (либо мать - либо отца) мы лишаем ребенка одного из образцов модели мужского или женского поведения. «Как это скажется на дочери, сыне в дальнейшей их жизни…»
«Наша культура мириадами способов доносит до каждого человека утверждение, гласящее, что мужчины и женщины — разные существа и должны таковыми оставаться.» (4, из главы 1)
Шон Меган Берн высказывая в своем труде о гендерно-ролевой социализации, дает определение терминам «социализация», «социальные нормы», «гендерные роли», «нормативное и информационное давление», «социальная проверка», со своим комментарием, который, на наш взгляд, очень значим при семейном воспитании.
«Социализация (Socialization). Процесс, посредством которого человек обучается соответствующим моделям поведения в обществе, ценностям и т. д.
С позиций сформулированной Колбергом (Kohlberg, 1966) теории когнитивного развития (cognitive-developmental theory) гендера, вся информация, касающаяся гендерного поведения, отражается у нас в сознании в виде гендерных схем (gender schemas). В них содержится все, что данный человек знает о гендере. Акцентируя наше внимание на отдельных вещах, гендерные схемы влияют на переработку информации и, кроме того, оказывают воздействие на память, так как легче запоминается та информация, которая вписывается в рамки уже имеющихся представлений.» (4, из главы 1)
«Социальные нормы — это основные правила, которые определяют поведение человека в обществе. По мнению социальных психологов, объяснение многих гендерных различий следует искать не в гормонах и хромосомах, а в социальных нормах, приписывающих нам различные типы поведения, аттитюды и интересы в соответствии с биологическим полом. Наборы норм, содержащие обобщенную информацию о качествах, свойственных каждому из полов, называются половыми или гендерными ролями. Часть этих социальных норм внедряется в сознание через телевидение и популярную литературу, ряд других мы получаем непосредственно, например испытывая неодобрение со стороны общества, когда отклоняемся от ожидаемого гендерно-ролевого поведения.
Представление о том, что значительная часть нашего поведения напрямую зависит от социальных норм и социального контекста, давно принято наукой. Я даже думаю, что это величайшее достижение социальной психологии.
Игли (Eagly, 1987) выдвинула предположение, что гендерные стереотипы, в сущности, являются социальными нормами. Это означает, что у всех нас есть представления о том, что мужчинам и женщинам свойственны определенные наборы конкретных качеств и моделей поведения, что подавляющее большинство людей придерживается этой же точки зрения и что обычно мы отдаем себе отчет, какое именно поведение считается правильным для представителей того или иного пола. Социальные психологи считают, что две основные причины, из-за которых мы стараемся соответствовать гендерным ожиданиям,— это нормативное и информационное давление.
Термин «нормативное давление» (normative pressure) описывает механизм того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания (социальные нормы, чтобы общество его не отвергло. Нормативное давление очень важно в нашей приверженности гендерным ролям.
Информационное давление (informational pressure) вызвано тем, что, расширяя наши знания о себе и о мире, стремясь понять, какой позиции следует придерживаться в тех или иных социальных вопросах, мы в большой степени опираемся не на собственный опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими (Smith, 1982). Другими словами, иногда мы подчиняемся не просто из-за того, что боимся осуждения общества, а потому, что без направляющего воздействия других мы действительно не знаем, что думать, чувствовать и делать. При этом мы обращаемся за подсказкой к окружающим и следуем их примеру. Мы живем в цивилизации, которая создана людьми и без них не поддается пониманию. Исходя из этого, можно сказать, что полагаться на окружающих, чтобы расширить наши познания в социальных вопросах и о мире, в котором мы существуем, в целом способствует адаптации. Чалдини (Cialdini, 1993) отметил следующую особенность: чтобы определить, что именно является правильным, мы стараемся разузнать, что считают правильным другие, а свое поведение мы считаем правильным только до тех пор, пока наблюдаем его у окружающих (он назвал это социальной проверкой).
Социальная проверка (Social proof). Человек оценивает свое поведение как правильное, пока наблюдает такое же поведение у членов референтной группы. Подчинение гендерным нормам: уступчивость, одобрение или идентификация?
Хотя в подавляющем большинстве случаев нашей реакцией будет почти автоматическое подчинение социальным нормам, бесспорно, существуют ситуации, когда мы этого не желаем. Социальные психологи признают, что, если люди подчиняются, это совсем необязательно означает, что они согласны с социальным договором. Иногда мы изменяем свое поведение, чтобы привести его в соответствие с социальными нормами, даже если в действительности их не приемлем. Этот тип подчинения получил название уступчивость (желание избежать социального наказания и завоевать социальное одобрение, а основу его составляет нормативное давление.
Уступчивость (Compliance). Тип подчинения социальным нормам, когда человек не приемлет их, но приводит свое поведение в соответствие с ними, чтобы избежать наказания и получить социальное одобрение.
Одобрение, интернализация (Acceptance). Тип подчинения социальным нормам, когда человек с ними полностью согласен.
Идентификация (Identification). Тип подчинения социальным нормам, при котором человек повторяет действия ролевой модели.» (4, из главы 1.)
Каждого родителя интересует механизм гендерно-ролевого поведения ребенка. Шон Меган Берн делает упор, рассматривая этот вопрос с позиций дифференциального усилия. «Дифференциальне усиление (Differential reinforcement). Процесс социализации, в ходе которого приемлемое для данного общества поведение поощряется, а неприемлемое наказывается социальным неодобрением» (4, из главы 1)
Вскрывая проблемы усвоения ролей мужчины и женщины авторы Ю. Е. Алешина, А. С. Волович (1991) отмечали, что «существующие в обществе полоролевые стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленность. Исходя из своих представлений о качествах, характерных для мужчин и женщин, родители, зачастую сами этого не осознавая, поощряют детей проявлять именно эти, полоспецифические черты» (2,c.75) Например: мужчина должен быть — сильным, независимым, активным, рациональным, ориентированным на индивидуальные достижения; женщина всегда — слабая, зависимая, пассивная, мягкая, эмоциональная, ориентированная на других, экспрессивная и т. п.).
Так например, в подтверждении этой точки зрения Ю. Е. Алешина, А. С. Волович Я. Л. (1991) и Я. Л. Коломинский, М. X. Мелтсас (1985) ссылаются на труды западных ученых: Hildebrandt К. A., Fitzerald H. E. (1979, и подчеркивают, что у взрослых оценивающих внешность младенцев, информация о поле ребенка существенно влияет на оценку детской внешности и его поведения.
• Если родители видят перед собой миловидных младенцев, то в большинстве случаев их считают девочками: «В ряде экспериментальных исследований констатируется, что с момента рождения ребенка родители ведут себя по-разному с детьми разного пола и что они возлагают на них разные чаяния. Маленькие девочки, по мнению взрослых, имеют более приятную внешность по сравнению с мальчиками». (16с166)
• Негативные эмоции у «мальчика» раннего возраста часто воспринимаюся как проявления гнева, а у «девочки» — страха, то есть с самого начала социальный мир поворачивается к мальчику и девочке разными сторонами. (Ю. Е. Алешина, А. С. Волович 1991)
«Дж. Кондри и С. Кондри (1976) провели эксперимент, где одного и того же девятимесячного ребенка показали половине испытуемых как мальчика, а другой половине как девочку. Те, кто воспринимал его как мальчика, считали ребенка более радостным, активным, бесстрашным. Когда ребенок воспринимался как девочка, его негативные эмоции считались проявлениями боязливости, а если как мальчик — гнева. Оценки мужчин в большей мере зависели от пола ребенка.» (16,с166)