Получи документы

Использование технологии «БОС» педагогом-психологом в детском саду (2 фото)

Олеся Шакирьянова
Использование технологии «БОС» педагогом-психологом в детском саду

Работая педагогом- психологом в детском саду, я всегда ищу новые способы и интерактивные методы помощи детям. Когда в декабре 2014-го года наш детский сад закупил оборудование БОС и предложил обучиться работе с данной аппаратурой,я с радостью согласилась.

С 1 по 5 декабря 2014г. я прошла курсы повышения квалификации «Биотехнические и медицинские аппараты и системы с использованиембиологической обратной связи» по направлению «Коррекция психоэмоционального состояния» на базе Негосударственного образовательного Учреждения дополнительного профессиональногообразования «Институт биологической обратной связи» г. Санкт-Петербурга в количестве 72 академических часов.

Публикация «Использование технологии „БОС“ педагогом-психологом в детском саду» размещена в разделах

По окончанию курсов получила Свидетельство № 348/7153 дающем право работы на приборах и компьютерных аппаратно-программных комплексах БОС производства ЗАО «БИОСВЯЗЬ».

В начале 70 годов прошлого века русский физиолог А. А. Сметанкин начал исследования в области биологической обратной связи (БОС) и физиологии человека. В результате 30 лет научной работы, поисков и открытий ученым и его коллегами была создана технология БОС, суть которой - обучение человека навыкам сознательного управления своим здоровьем. Уже более 15 лет она успешно применяется в медицине. С ее помощью десятки тысяч людей избавились от всевозможных болезней. Умению быть здоровым надо учить, причем начинать эту учебу надо с детства и чем раньше, тем лучше. Сегодня стало возможным при помощи революционной технологии биологической обратной связи – технологии сознательного управления механизмами функционирования организма – резко улучшить здоровье детей.

Метод БОС определяется как произвольное волевое управление функциями организма с целью их совершенствования в норме и коррекции при патологии посредством электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные сознанию зрительные и слуховые сигналы.

Для тренировки правильного дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС) используется прибор обратной связи, который называется преобразователем биоэлектрических сигналов - ПБС. С его помощью ПБС получает информацию о работе сердца и дыхания. При этом ими используется навык диафрагмально-релаксационного дыхания, а правильность выполнения упражнения контролируется с помощью компьютера.

Метод БОС позволяет ребенку видеть и слышать, как работает его организм. Он превращает звуковые сигналы организма в увлекательную игру. При помощи этого метода ребёнок учится правильно дышать, т. е. формирует диафрагмально-релаксационный тип дыхания с удлинённым равномерным выдохом. В результате тренировок происходит синхронизация работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Использование технологии «БОС» педагогом-психологом в детском саду

Показания и противопоказания к применению метода БОС.

Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода БОС может назначаться детям, отнесенным к 1-3 группам здоровья и имеющим допуск к занятиям физической культурой в основной, подготовительной группе и группе ЛФК. Так как дыхательная гимнастика является средством физического воспитания, то и допуск к занятиям физкультурой одновременно является допуском к занятиям оздоровительной дыхательной гимнастикой с использованием метода БОС. Дети, освобожденные от занятий физической культурой по медицинским показаниям, могут быть допущены к занятиям дыхательной гимнастикой врачом дошкольного учреждения.

Применение методики оздоровительной дыхательной гимнастики с использованием метода БОС в дошкольных учреждениях показано для решения следующих задач:

• Оказание общеукрепляющего и оздоравливающего воздействия на организм ребенка;

• Повышение неспецифической резистентности организма ребенка;

• Повышение уровня концентрации внимания и успеваемости;

• Профилактика нарушений функционирования голоса и речи;

• Нормализация темпов биологического созревания и показателей физического развития;

• Коррекция предпатологических и патологических состояний, при которых допускается использование средств физической культуры (часто болеющие дети, функциональные нарушения осанки и пр.);

• Профилактика неблагоприятных последствий стресса и гиподинамии.

Противопоказания к проведению методики оздоровительной дыхательной гимнастики с использованием метода БОС :

Абсолютные:

1. Наличие тяжелых нарушений психики, волевой сферы и интеллекта;

2. Выраженные нарушения ритма сердца;

3. Заболевания внутренних органов в стадии декомпенсации.

Относительные:

1. Острые инфекционные и неинфекционные заболевания, обострение хронических заболеваний;

2. Травмы центральной нервной системы, позвоночника и грудной клетки в остром периоде;

3. Болевой синдром любого происхождения;

4. Эпилепсия и другие состояния, провоцирующие судорожный синдром при гипервентиляционном типе дыхания;

5. Наличие диафрагмальной грыжи;

6. Состояние реконвалесценции (восстановления) после перенесенных заболеваний до момента допуска к занятиям физической культурой;

7. Возраст младше 4 лет.

8. Негативное отношение ребенка или родителей к данной методике оздоровления.

Имеющаяся практика показала, что в целом данная методика не имеет существенных противопоказаний.

В своей работе я использую БОС с детьми подготовительных к школе групп в качестве помощи детям, испытывающим трудности с концентрацией и распределением внимания, тревожных детей.

Курс по обучению релаксационному дыханию состоит из 20 занятий. Для проведения теоретических занятий составлены конспекты по темам на основе Учебников здоровья для детей «Будь здоров, малыш» под ред. А. Сметанкина, А Межевалова, В. Ромодина, «Учись здоровью» под ред. В. А. Зверева.

Первые пятьзанятий(«Что такое воздух», «Что такое сердце», «Сердце и легкие – друзья», «Да здравствует хорошее настроение!», «Умеем управлять собой», «Паспорт здоровья») это ознакомление детей с понятием здорового образа жизни, формирование элементарных представлений о дыхании, работе сердца и о том, что работа сердца и легких неразрывно связаны.

Также на первом занятии происходит обучение детей навыкам мышечного расслабления по Джекобсону, в доступной детям инструкции в форме стихотворений. Пример:

Все умеют танцевать

Бегать, прыгать и скакать,

Но не все пока умеют расслабляется, отдыхать.

Замедляется движенье

Исчезает напряженье

И становиться понятно:

Расслабление приятно.

Во время занятий детьми постоянно повторяются и закрепляются упражнения по мышечной релаксации.

Расслаблению и успокоению безусловно помогает спокойная эмоциональная обстановка в кабинете.

Если ребенок возбужден или перенес физическую нагрузку (быстрая ходьба, бег, то следует дать ему отдых, чтобы физиологические параметры (частота дыхания, ЧСС) самостоятельно пришли к нормальным величинам. После этого уже можно переходить к БОС – тренингу.

На третьем занятии я знакомлю ребенка с прибором БОСна котором осуществляется формирование и тренировка диафрагмально-релаксационного типа дыхания. Аппаратно-программный комплекс включает в себя:компьютерный комплекс, программное обеспечение, наушников, клавиатуры,

прибор биологической обратной связи (тренажёр дыхания «Биосвязь» с датчиками ЧСС) его дети называют «Побосик» а датчики – «ушками» которыми «Побосик» слушает дыхание и сердцебиение.

Также необходимо показать, что приборы не наносят никакого вреда, а являются только регистрирующими помощниками, формирующими у ребенка положительную настроенность и четко оформленную мотивацию к занятиям.

Практические занятия с подключением датчиков проводятся в первой половине дня, нежелательно проводить занятие в первые 30 минут после физкультуры и приема пищи.

В компьютерной программе игровые занятия имеют продолжительность 7-10 мин. Занятие содержит чередование периодов отдыха и работы. Во время отдыха ребенок рассматривает слайды на экране монитора по определенной тематике, например, по темам «Природа», «Животные», «Транспорт». Слайды с релаксирующей музыкой в первую очередь помогают ребенку расслабиться, а также переключить свое внимание с периода работы – диафрагмального дыхания. Периоды отдыха длятся 1-2 минуты. Программное обеспечение позволяет варьировать как временные интервалы периодов отдыха и работы, так и тематику, и сюжеты («Столбик», «Окно», «Мозаика», просмотр видеоролика при успешном выполнении дыхательной тренировки)

На этих занятиях формируется умение детей работать с тренажером БОС. Дети обучаются навыку диафрагмально-релаксационного типа дыхания (дыхания животом). Акцент на диафрагмальное дыхание - важный компонент методики. Ребенку необходимо объяснить и показать, как он должен дышать, вовлекая мышцы брюшного пресса. Вдох- надуваем в животе «шарик», медленный выдох – «шарик» сдувается.

Фото «БОС»

На протяжении теоретических занятий дети оформляют «Паспорт здоровья» - это своеобразный документ, предназначенный для фиксации успешности ДАС (максимальная величина дыхательной аритмии сердца).

В конце тренировки релаксационного дыхания ребенок получает оценку. Если ребенок получает не совсем желательную оценку, то я объясняю ему что ее можно исправить, выполняя упражнения по мышечному расслаблению и правильному дыханию. Также говорю о том, что по оценке можно определить в каком состоянии находится человек (стресс, напряжение, болезнь). И если любой человек получил оценку «отлично», значит уровень его здоровья высокий. А после курса занятий навык правильного дыхания останется навсегда и им ребенок может воспользоваться в любых сложных ситуациях.

Для повышения эффективности занятий здоровья необходимо, чтобы выполнялся ряд требований:

1. Обязательность (при добровольном посещении занятий, основанная на осознании воспитанниками необходимости посещения занятий здоровья;

2. Регулярность (не менее 2-3 раз в неделю с каждым воспитанником в течение оздоровительного цикла);

3. Положительное отношение к занятиям здоровья со стороны администрации и родителей;

4. Закрепление навыка релаксационного дыхания дома под руководством родителей.

В рамках психологического просвещения я провожу индивидуальные и групповые консультации по ознакомлению и практическому обучению релаксационному типу дыхания с педагогами и родителями детей.

Изготовлены памятки по мышечному расслаблению, инструкция по правильному выполнению диафрагмального дыхания, рекомендации по формированию правильного дыхания и ЗОЖ у детей.

Педагогам также рекомендую проводить техники расслабления и релаксационного дыхания с детьми после прогулок, активных игр и перед дневным сном детей. Замечено, что если у человека навык диафрагмального дыхания сформирован, то он достаточно легко и быстро успокаивается после 3-5 циклов релаксационных вдохов-выдохов.

Об успешности занятий можно судить по динамике показателей после курса занятий, которые условно можно разделить на две группы: медицинские и педагогические.

Медицинские показатели:

• Воспроизведение навыка диафрагмального дыхания без приборов БОС;

• Изменения ДАС, ЧСС, ЧД, изменение показателей заболеваемости (в основном респираторными инфекциями).

Педагогические показатели :

• Повышение уровня концентрации внимания и успеваемости;

• Формирование навыков самостоятельных занятий;

• Изменение реактивной и личностной тревоги, степени выраженности депрессии, качества жизни.

По итоговой диагностике и наблюдениям педагогов подготовительных групп – дети стали более уравновешеннее, внимательнее, повысилось качество усвоения программного материала ДОУ, снизилась заболеваемость детей, прошедших курс по формированию релаксационного дыхания.

В дальнейшем я планирую расширить сферу применения метода диафрагмального дыхания, проводить групповые занятия с детьми по формированию ЗОЖ и обучения релаксационным техникам, не только воспитанников детского сада но и их родителей и педагогов, для достижения больших результатов по массовому оздоровлению детей дошкольного возраста.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Информационно-коммуникативные технологии в детском саду Информационно-коммуникативные технологии в детском саду Актуальность. В системе дошкольного образования происходят значительные перемены.

Игровые технологии по ФГОС в детском саду Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в.

Интегрированное занятие «Страна эмоций» с педагогом-психологом и инструктором по физической культуре для детей старшей группы Задачи: психологические - учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи; - помочь детям.

Консультация для педагогов «Игровые технологии в детском саду» «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель Игра представляет собой особую деятельность,.

Сообщение «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Совместная непосредственно-образовательная деятельность с педагогом-психологом «В окно повеяло весною»Совместная непосредственно-образовательная деятельность с педагогом-психологом «В окно повеяло весною» Большую роль в работе с детьми, играет взаимодействие специалистов детского сада и воспитателей группы. Только слаженное и чётко продуманное.

Здоровьеформирующие технологии Фитнес — Йога в детском саду Каждый человек хочет быть здоровым. Осознание того, что здоровье – самая большая ценность, приходит к человеку иногда слишком поздно. А.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» Воспитатель старшей группы: Восканян М. П. Дошкольный возраст является решающим.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду Задача детского сада – это охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие. Растить детей здоровыми,.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду «Теремок» Здоровьесберегающие технологии в детском саду «Теремок» «Здоровье-это то,что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут».

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование технологии «БОС» педагогом-психологом в детском саду
Опубликовано: 10 апреля 2017 в 13:43
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД